Общий государственный долг Армении к концу текущего года вырастет до 6,813 млрд долларов, что составит порядка 60,3% ВВП страны. При этом в госбюджете на 2017 год этот показатель заложен на уровне 57,3% ВВП, что в цифровом выражении составляет около 6,512 млрд долларов.
Для сравнения, по итогам прошлого года долговое бремя нашей страны приблизилось к отметке 5,942 млрд долларов. По сути, это означает, что в нынешнем году Армения не только увеличила госдолг на 871 млн долларов, но и превысила запланированный показатель на 301 млн долларов.
В Департаменте по управлению государственным долгом Министерства финансов превышение прогноза объясняют в основном привлечением средств в рамках бюджетного содействия выше запланированного уровня. Плюс, перевыполнением плана работ по ряду программ со стороны Бюро по реализации программ. Так, в рамках бюджетного содействия Армения намерена привлечь средств на 90 млн долларов больше, чем было заложено в утвержденном бюджете на текущий год.
В частности, недавно правительство подписало кредитное соглашение на 80 млн евро от KFW, которые ожидается получить двумя траншами — 40 млн евро или 47 млн долларов в 2017 году и еще столько же в 2018 году. До конца года в рамках бюджетного содействия еще 40 млн долларов ожидается от Азиатского банка развития. Наряду с этим, правительство увеличило финансирование в связи с перевыполнением намеченных планов на текущий год по линии проектов Бюро по реализации программ.
Как отмечают эксперты, необходимо также учитывать тот факт, что при составлении бюджета на будущий год, авторы документа, согласно требованиям закона, зафиксировали в нем расходы на различные программы по действующему на тот момент обменному курсу и ценовых реалий. Однако в силу колебаний валютного курса и роста цен на соответствующее сырье и другие факторы, на реализацию намеченных программ потребуется больше затрат, чем планировалось. В итоге, затраты бюджета растут, вследствие чего правительство вынужденно вносит коррективы в расходные статьи. А это приводит либо к перераспределению средств, либо увеличению дефицита.
Еще один немаловажный нюанс. Дело в том, что превышение ожидаемого показателя госдолга к концу текущего года в размере около 95 млн долларов сформируется вследствие разницы в прогнозах обменного курса валюты. Кроме того, на 22,2 млн долларов больше потребует программа строительства Вединского водохранилища и оросительных систем.
Превышение расходов по отношению к первоначальному бюджету было зафиксировано также по различным программам дорожного строительства. К примеру, на 77 млн долларов больше потребовали строительные работы на участке автодороги М-6 Ванадзор — Алаверди до границы Грузии, а также строительство дороги Аргаванд — Ширак в рамках “Инвестиционной программы стабильного городского развития”.
Что касается 2018 года, то в проекте госбюджета совокупный госдолг страны заложен на уровне 7,209 млрд долларов, что на 396 млн долларов больше показателя нынешнего года. Пока никто не берется ответить на вопрос, насколько объем госдолга вырастет в реалиях по итогам будущего года. Однако правительство намерено изменить методы его регулирования и пойти на смягчение налогово-бюджетных правил. По крайней мере, на последнем его заседании был одобрен законопроект о внесении изменений в закон “О госдолге”, согласно которым планируется скорректировать действующие нормы по регулированию порога госдолга в ВВП страны.
Представляя проект закона, министр финансов Вардан Арамян отметил, что, согласно действующему закону “О государственном долге”, если размер госдолга превышает 50%, то показатель дефицита госбюджета на следующий год должен быть запланирован в размере, не превышающем 3% от среднего показателя ВВП за последние три года. По его оценкам, это довольно жесткое регулирование, при том, что многие страны друг за другом смягчают налогово-бюджетные правила, придерживаясь в основном расходной политики.
“Еще в июне этого года мы попросили экспертов Международного валютного фонда представить мировой опыт в этом направлении. И наряду с этим оказать нам содействие для улучшения налогово-бюджетных правил с тем, чтобы, с одной стороны, не идти на смягчение, а с другой — иметь возможность для создания благоприятных условий, обеспечивающих дальнейший экономический рост в стране”, — отметил глава Минфина.
По предложению МВФ были выделены три уровня: 40%, 50% и 60% порога госдолга. Как уточнил министр финансов, новые правила охватят не только краткосрочный период, но и будут действовать в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
“Если госдолг больше 40%, то должна работать та норма, где капитальные расходы должны быть больше, чем дефицит. При этом проект госбюджета на 2018 годы построен, исходя именно из этой логики. Если выше 50%, то требования ужесточаются: помимо того, что действует первая норма, также ставится условие делать акцент на текущих расходах. Если же больше 60%, то происходит дальнейшее ужесточение с тем, чтобы текущие расходы осуществить также и за счет собственных ресурсов”, — изложил суть дела г-н Арамян. При этом он добавил, что вопрос был обсужден на разных площадках, в том числе и с различными фракциями НС, где получил свое одобрение.
По мнению же экспертного сообщества, инициированный Минфином процесс по пересмотру допустимого порога государственного долга в ВВП страны не создаст риски, если правительство сумеет обеспечить создание условий для 5%-го и более экономического роста. Беспокойство в этом случае не должно вызывать и увеличение дефицита госбюджета, поскольку есть развитые страны, долговой порог которых превышает 200% от ВВП. Среди них, к примеру, Япония, ряд стран ЕС, но при этом они продолжают успешно развиваться.
Опасность по госдолгу может возникнуть, как полагают специалисты, если правительству, вследствие форс-мажорных обстоятельств в экономике, не удастся обеспечить запланированные налоговые поступления в госказну. Сложности могут также появиться в случае, если Армения не сможет своевременно осуществить третий транш евробондов, запланированный к 2020 году.
“К сожалению, Армения сегодня покрывает часть своих долговых обязательств с помощью выхода на международный рынок ценных бумаг, и это не от хорошей жизни. Если международные рейтинговые агентства, в силу ряда причин, признают налогово-бюджетную политику Армении неразумной и существенно снизят рейтинг страны, то это затруднит ожидаемый в 2020 году выпуск новых евробондов. В результате республика не сможет вовремя выполнить свои обязательства перед долгодержателями Армении, в силу чего будет признана неплатежеспособной”, — пояснил руководитель Центра инновационных и институциональных исследований при ЕГУ Атом Маргарян.
Однако на сегодня эксперт не видит подобных рисков, уточняя, что нынешнее правительство во главе с Кареном Карапетяном своими действиями доказало, что владеет арсеналом мер макроэкономической корректировки.
Статья опубликована 6 декабря, 2017 15:47
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…