Подписание 24 ноября в Брюсселе в рамках саммита Восточного партнерства ЕС в присутствии Президента Армении Сержа Саргсяна и председателя Европейского Совета Дональда Туска Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армении и Евросоюза — в своем роде уникальное событие в том плане, что Армения стала первой и в ближайшей перспективе единственной в Евразийском экономическом союзе страной, сумевшей подписать с ЕС договор, который мало отличается от соглашения об ассоциации и адаптирован к членству Армении в ЕАЭС. С таким заявлением выступил перед журналистами директор института Кавказа, политолог Александр Искандарян, подчеркнув при этом: “Совмещать два проекта — это фирменная марка армянской политики”.
Соглашение направлено на увеличение рабочих мест и возможностей для ведения бизнеса, предусматривает либерализацию двусторонней торговли во многих секторах услуг, защиту интеллектуальной собственности, улучшение трудовых норм, более прозрачное проведение процедуры госзакупок, сокращение излишних барьеров для торговли. Оно также уделяет большое внимание развитию демократических институтов и гражданского общества, обеспечивает возможность для либерализации визового режима. Но для реализации этих возможностей предстоит немало потрудиться. Ситуация в Армении не изменится, как по мановению волшебной палочки. Документ открывает большие возможности, которыми нужно суметь должным образом воспользоваться, отметил эксперт: “Это серьезное соглашение, имеющее нормативную базу и подразумевающее выполнение обязательств — Арменией и ЕС. Среди обязательств — экспертное, финансовое, техническое содействие. Мы видим, что подобные соглашения подписаны с Молдовой, Украиной и Грузией, но они пока не превратились в Швейцарию. Однако нельзя и преуменьшать значение данного соглашения. Этот документ дает возможности, которыми мы еще должны суметь воспользоваться”.
Глава делегации ЕС в РА Петр Свитальский тоже отмечает, что пользу от подписания Соглашения, которое будет способствовать демократизации политических процессов в стране, поспособствует также становлению конкурентной рыночной экономики, сделает армянский рынок более привлекательным для европейских компаний, граждане Армении ощутят “со временем”. “Не стоит ожидать изменений ни завтра, ни послезавтра. Однако заложенные в основе соглашения принципы, цели и стремление обеих сторон усердно работать в направлении их реализации говорят о том, что со временем все граждане Армении ощутят пользу от подписания соглашения”, — сказал Свитальский на встрече с журналистами.
Он сообщил, что ЕС планирует увеличить финансовую помощь Армении на 25%: “Финансовая помощь, оказываемая Армении в рамках “Единого механизма содействия”, как известно, может достигать отметки до 170 млн евро. Однако мы убеждены, что можем сделать больше. Экономическая выгода для Армении может быть больше ожидаемой. Достаточно вспомнить то время, когда многие сокращали предоставляемую Армении помощь и инвестиции, а ЕС увеличивал. И сейчас Евросоюз выступает самым крупным финансовым донором Армении”.
Относительно либерализации визового режима, по словам Свитальского, в принятой на саммите Восточного партнерства в Брюсселе декларации четко отмечено: есть определенные условия, которые должны быть соблюдены по части либерализации виз. Для этого должны быть осуществлены правовые, административные и институциональные реформы, которые потребуют “длительной работы и европейского мышления”. Глава делегации ЕС в РА полагает, что до 2020 года либерализация визового режима станет одним из ожидаемых 20 результатов.
По словам Свитальского, сейчас, когда предстоит работа по реализации достигнутых соглашений, начинается самое сложное: “Открывшиеся с подписанием Соглашения новые возможности важно использовать наилучшим образом. Сейчас мы готовим всю необходимую материально-техническую базу для его реализации. Поэтому пришло время работать интенсивнее, чтобы достичь наилучших результатов”. Свитальский убежден, что после подписания Соглашения сотрудничество между Арменией и Евросоюзом укрепится, а реальные факты докажут, насколько важно было подписание данного документа именно для Армении. “Это соглашение было подписано с учетом существования другого интеграционного проекта. Хотя у нас есть соглашения о партнерстве и сотрудничестве с другими странами, например, PCA + (Partnership and Cooperation Agreement) с Казахстаном, но соглашение с Арменией более амбициозное и предметное”, — отметил он. Свитальский особо подчеркнул, что новое Соглашение не ставит Ереван перед выбором “или — или”. По его словам, документ отражает действительность и учитывает все обязательства, взятые Арменией в рамках иных интеграционных образований. Более того, отметил посол, некоторые положения Соглашения, которое в принципе не нацелено на третьи страны, будут полезны также и для других государств-союзников Армении.
На это обстоятельство обращают внимание и эксперты. “В свое время срыв Соглашения об ассоциации Армении с ЕС стал предвестником будущей украинской бури. Сейчас похожий документ был подписан. Конечно, было бы наивно видеть в этом признак нормализации отношений России и ЕС на постсоветском пространстве, но символически этот факт все равно важен. Произошел отказ от жесткого принципа “или — или”, сделан шаг в направлении другого подхода — “и — и”, — отмечает российский политолог Сергей Маркедонов в опубликованной на сайте carnegie.ru статье “Победа “и — и”. Как Армении удается совмещать европейскую и евразийскую интеграцию”.
Как отмечает эксперт, подписание рамочного соглашения Армения — ЕС стало возможно именно благодаря отказу от пресловутого выбора “или — или”: “Это учет того, что в нынешних реалиях российский зонтик безопасности безальтернативен для Армении. Но в то же время экономическая и внешнеполитическая диверсификация для Еревана (в том числе через контакты с ЕС) важны. Иначе издержки от изоляции республики лягут на плечи Москвы, что вряд ли поможет укреплению российских позиций на Кавказе. А теперь благодаря рамочному соглашению с Брюсселем Ереван может стать дополнительной площадкой для диалога между Россией и ЕС. В схожей роли Армения уже выступала в отношениях между Россией и Грузией — во время переговоров об открытии КПП Казбеги — Верхний Ларс в 2009 году”.
Маркедонов отмечает, что “внешнеполитические устремления стран Закавказья (и Армения здесь не исключение) диктуются не столько абстрактными ценностями, сколько вполне конкретными прагматическими соображениями”. Так, Грузия в 1993-1994гг. вступила в СНГ, а также дала согласие на размещение российских военных баз и даже пограничников на своей территории, но, потеряв надежду вернуть Абхазию и Южную Осетию с помощью России, заявила устами Эдуарда Шеварднадзе, что готова “постучать в двери НАТО”.
“Интерес Армении к ЕС тоже возник не на пустом месте — в первом полугодии 2017 года на страны Евросоюза приходилось порядка трети армянского экспорта и около половины импорта. Также Ереван видит в ЕС важного партнера по части развития новых технологий. Осознавая, насколько важны для Брюсселя связи с Турцией и Азербайджаном, Армения стремится не допустить того, чтобы Баку и Анкара монополизировали в Европе карабахскую тематику. При этом Франция, где есть полумиллионная армянская диаспора, вместе с США и Россией выступает сопредседателем Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. В то же время ни ЕС, ни НАТО не дают Армении тех гарантий безопасности, которые здесь и сейчас обеспечивает Россия: начиная от базы на границе с Турцией до участия в разрешении карабахского конфликта. Эту роль за Россией почти безоговорочно признают и западные партнеры по Минской группе ОБСЕ”, — пишет политолог.
Кстати, по части проблемы Арцаха, точнее урегулирования азербайджано-арцахского конфликта, в Соглашении четко говорится — стороны поддерживают усилия сопредседателей МГ ОБСЕ, конфликт должен быть урегулирован на основе трех основополагающих принципов — неприменении силы и угрозы силой, равноправии и праве наций на самоопределение, территориальной целостности.
А в совместной итоговой декларации саммита отмечается, что “Европейский Союз по-прежнему привержен делу поддержки территориальной целостности, независимости и суверенитета всех своих партнеров” в сочетании с призывом “возобновить усилия по содействию мирному урегулированию неразрешенных конфликтов в регионе на основе принципов и норм международного права”. Вопреки потугам Азербайджана, какой-либо конкретный конфликт в декларации не указывается. Документ, по выражению А.Искандаряна, подписан в более или менее идеальном для армянской стороны виде, т.е. закреплен возможный максимум, который был в дискурсе рижского саммита Восточного партнерства, когда азербайджанская сторона попросту подняла истерику. И то, как был подписан документ, демонстрирует отношение международного сообщества, европейских структур в целом к Армении и Азербайджану: “В последний период в открытых дискуссиях мы видим тенденции ухудшения отношения Запада к Азербайджану и улучшения отношения к Армении”.
При всем при этом Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армении и ЕС напрямую какого-либо влияния на процесс карабахского урегулирования не окажет, ибо, как это и было подчеркнуто, посредническую миссию в вопросе урегулирования осуществляет Минская группа ОБСЕ.
Статья опубликована 29 ноября, 2017 14:28
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…