Вчера парламент вновь обратился к законопроектам “О воинской службе и статусе военнослужащего” и “Об обороне” — теперь уже во втором чтении.
Напомним, в первом чтении оба документа были приняты 27 октября, до того послужив поводом к дебатам в обществе, а в последние дни привели к митингам, забастовкам и даже голодовкам среди студенчества. Заметим, что преднамеренно, или в силу неверного восприятия первого из указанных документов, среди студенчества распространились слухи, что законопроектом отмечается отсрочка от призыва на действительную военную службу студентам, обучающимся по госзаказу. Новым документом предлагается не отменить право на отсрочку, а предоставлять его тем студентам (в том числе и “платникам”), которые заключат с Министерством обороны договор о посещении в течение четырех лет учебы (бакалавриат) специальных курсов, получении соответствующей воинской подготовки, по завершении же учебы, в соответствии с договором, три года отслужат в рядах ВС в звании офицеров. При этом пользуясь определенными льготами — компенсация платы за учебу, приобретение квартиры, высокая зарплата и т.д. Тем самым предпринимается попытка в рамках системы права на отсрочку от призыва привлечь более широкие слои студенчества, повысить образовательный уровень офицерского состава и, наконец, покончить с ущербной практикой предоставления отсрочки исключительно тем, кто обучается по госзаказу. Заметим, что последние — в основном парни, родители которых любой ценой стремятся пристроить свое чадо на пресловутый госзаказ, дабы отсрочить, а если удастся, и вовсе освободить от выполнения священного долга по защите Родины. Излишне говорить, что принцип этот сам по себе служит источником коррупции и взяточничества. А значит, вовсе не служит своей цели.
“РА” уже писала, что предлагаемый принцип четко укладывается также в логику объявленной Министерством обороны программы “Честь имею”, реализация которой — процесс достаточно сложный.
Отметим, что необходимость принятия нового Закона обусловлена конституционной реформой, переходом от полупрезидентской системы правления к парламентской. Так, рассматриваемым документом предполагается, что процесс медицинского исследования и врачебной экспертизы призывников будет регулироваться решением правительства, равно как и объявление призыва на действительную военную службу. Во втором чтении по предложению правительства к исполнительной власти переходит полномочие освобождения в исключительных случаях от действительной службы в армии — выдающиеся достижения призывника в области науки, спорта, культуры.
Упраздняются также иные основания для предоставления освобождения от исполнения гражданского долга по защите Отечества, в том числе наличие ученой степени — это положение останется в силе до 31 декабря 2020 года.
Однако наибольшее возмущение нашего студенчества вызвала отмена права на отсрочку студентам, обучающимся по госзаказу. В авральном порядке сформировав движение “Во имя науки”, они вышли на улицы Еревана, потому что кое-кто “разъяснил” — мол, именно призыв в армию студентов-госзаказников нанесет невосполнимый ущерб отечественной науке. Эти поборники науки сегодня бойкотируют занятия — могли ведь, во имя науки, митинговать после занятий. Но нет, надо прогуливать (в буквальном смысле) занятия — опять-таки во имя науки.
Внимательно присмотритесь к плакату наших будущих ученых, которые предпочитают науку защите Родины. В трех словах — две грубейшие орфографические ошибки. И им-то предстоит развивать нашу науку?.. Комментарии, как говорится, излишни.
Секрет волны возмущения студенчества раскрыл, пожалуй, вчера депутат НС Айк Бабуханян. С высокой парламентской трибуны он заявил, что некая общественная организация, высокопарно именующая себя “Общественная повестка”, спустя пять дней после обращения получила от фонда Сороса грант в 20 тысяч долларов за компрометацию концепции “Нация-армия”. После организации акций протеста студенчества и компрометации государственной политики необходимо сформировать некие негативные фокус-группы для организации новых акций протеста. В каком направлении будут проходить эти акции, ведомо одним лишь заказчикам. Депутат заявил и напомнил также коллегам, что деятельность господина Сороса осуждена и запрещена не только в России, но и ряде европейских стран, недавно же на нее наложено табу также президентом США Дональдом Трампом.
Коль скоро члены оппозиционной фракции “Елк” (данная политическая сила прекрасно дирижирует студенческими акциями) попытались превратить парламентскую трибуну в место сведения политических счетов, правом внеочередного выступления воспользовался вице-спикер НС Эдуард Шармазанов, призвавший коллег не впадать в крайности, не противопоставлять развитие образования защите Родины, не пытаться компрометировать других, поскольку политического веса все это никому не прибавляет.
Можно сказать, что эти дебаты также были далеки от содержания обсуждаемого законопроекта — звучали выступления ради выступления, поскольку заседание, как известно, транслировалось в режиме онлайн, а теряющей день ото дня рейтинг оппозиции крайне необходимо доверие избирателей, которые, не вникая в нюансы законопроектов, слышат то, что преподносится на повышенных тонах. А крика и шума вчера в парламенте было много. Уж таков электорат нашей оппозиции — впрочем, это уже их проблема.
Немаловажный нюанс: за 14 дней, прошедших между слушанием вопроса в первом и втором чтениях, ни один законодатель не представил не единого предложения по тексту документа. Понятно, что проголосовавшие “за” согласны со всеми его положениями, а вот возражения “Елк” были весьма удивительны и демонстративны. Впрочем, как всегда.
Заметим также, что за всю 27-летнюю новейшую историю отечественного парламентаризма оппозиции такого уровня в Армении не наблюдалось.
Спокойнее прошло обсуждение второго законопроекта. По всей вероятности, сегодня оба будут поставлены на голосование.