9 ноября в Каталонии (автономная область Испании) прошел неформальный референдум в виде опроса по вопросу о независимости. Каталонцам предлагалось ответить на два вопроса: “Хотите ли вы, чтобы Каталония стала государством?” и “Если да, то хотите ли вы, чтобы это государство было независимым?” По результатам обработки 100% бюллетеней, за полную независимость от Испании высказались 1 861 753 гражданина (80,76%). На первый вопрос ответили “да”, а на второй “нет” 232 182 жителя (10,07%). Против независимости проголосовали 104 772 каталонца (4,54%). Еще 22 466 человек (0,97%) хотят, чтобы их регион стал государством, но не ответили на второй вопрос. Остальные бюллетени признаны недействительными.
Окончательные итоги опроса будут подведены через несколько недель. Некоторые участки продолжат работать до 25 ноября, и те, кто не голосовал в воскресенье, сможет высказаться позже.
Итоги опроса не могут иметь юридической силы. Но, несмотря на это, Мадрид сильно нервничает, что объясняется стремлением ряда этнических групп, компактно проживающих на территории Испании, к образованию независимых национальных государств. Наиболее активны в этом плане как раз Каталония и Страна Басков. Вот почему в отличие от Великобритании, которая, будучи недовольной стремлением Шотландии к отделению, все же не воспрепятствовала проведению там голосования, Испания пошла по пути запрета на референдум в Каталонии. Всего пару месяцев назад каталонцы планировали провести 9 ноября референдум. За это большинством голосов проголосовал каталонский парламент. Однако Конституционный суд Испании признал это решение противоречащим конституции страны.
Более того, правительство Испании в Конституционном суде опротестовало даже право Каталонии на проведение не имеющего юридической силы опроса, и он должен был быть отложен до вынесения решения суда, то есть, как минимум, на пять месяцев. А когда премьер-министр Каталонии Артур Мас настоял на символическом голосовании и предостерег Мадрид от попыток воспрепятствовать его проведению, назвав их “прямым наступлением на демократию”, испанские власти объявили, что любые результаты опроса не возымеют последствий на практике, и пригрозили его организаторам судебным преследованием.
Это, однако, лишь раззадорило, даже разозлило не один век борющихся за независимость каталонцев. По оценке официального представителя гражданской платформы Guanyem (Выиграем) Жерардо Писарелло, претендующего на пост мэра Барселоны, огромное количество людей, которые приняли участие в опросе о независимости Каталонии, стало следствием желания высказаться против авторитарной позиции правительства Испании. “Многие даже не собирались участвовать, поскольку не было необходимых гарантий, но они это сделали именно для того, чтобы отвергнуть эту авторитарную политику, которая не разрешает голосовать”, — сказал он РИА Новости.
Сам Артур Мас, комментируя итоги опроса, заявил, что Каталония преподала “урок демократии”: “Мы сделали огромный шаг вперед, как страна, и продемонстрировали, что мы хотим определять наше будущее. Когда-нибудь мы сможем окончательно определить наше будущее на участках для голосования”. Лидер каталонцев намерен договориться с правительством Испании о проведении полноценного и законного референдума. В противном случае “нам придется прибегнуть к выборам”, сказал он. Речь идет о так называемых плебисцитарных выборах. Плебисцитарные выборы означают, что каталонцам предстоит выбрать между сторонниками и противниками независимости, проголосовать можно лишь “за” или “против”. Если сторонникам суверенитета удастся набрать большинство голосов, тогда вопрос о независимости перейдет в парламент автономии.
Официальный Мадрид пока не отреагировал на это заявление. Но вице-секретарь правящей “Народной партии” Испании Эстебан Гонсалез Понс потребовал начать немедленное судебное разбирательство против главы Каталонии Артура Маса, обвинив его в трате госсредств на проведение для проведения опроса, который он назвал не более чем “демонстрацией” в формате референдума. Он добавил, что не ожидает никаких изменений в политическом курсе премьер-министра Испании Мариано Рахоя, которые могли бы быть связанны с состоявшимся опросом.
Генеральный секретарь Испанской социалистической рабочей партии (PSOE) Педро Санчес заявил, что правительство должно инициировать конституционную реформу в ответ на прошедший в Каталонии опрос о независимости региона. Он также отметил, что в его партии ожидать всеобщих выборов, намеченных на конец 2015 года, для проведения конституционной реформы социалисты не будут, а будут настаивать на ней либо вместе в правящей Народной партией Испании, либо без нее. “Было бы лучше идти вместе с ней (народной партией), однако мы можем добиваться этого как с Рахоем, так и без него”.
За ходом незаконного, как считает Мадрид, опроса наблюдала группа европейских депутатов из Бельгии, Франции, Германии, Словении, Швеции, Великобритании во главе с членом консервативной партии Европарламента, шотландцем Ианом Дунканом. По их признанию, несмотря на то, что голосование проходило в “исключительных” условиях, оно было успешным. “Процесс проходил в спокойной и открытой обстановке, никто не подвергался принуждению или запугиванию. Мы не зафиксировали ни одной попытки принуждения граждан участвовать в голосовании или поддержать определенный выбор при голосовании”, — говорится в заявлении евродепутатов.
Между тем, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выразил надежду, что Каталония не отделится и Испания останется единой. Он отметил, что Великобритания является “большим другом и союзником Испании”, а также выразил уверенность, что “плебисцит должен быть созван исключительно в законном порядке”, отметив разницу между опросом, консультацией и референдумом. Кэмерон также отметил, что это “хорошо, когда люди представляют и защищают свои позиции, и им предоставляется возможность принимать решения”.
В Вашингтоне комментировать ситуацию не стали. США считают, что голосование в Каталонии и его результаты являются внутренним делом Испании, заявила официальный представитель госдепартамента Джен Псаки в ответ на вопрос, как оценивают США сам факт проведения референдума и возможность независимости Каталонии.
Эксперты считают, что опрос в Каталонии “повлияет на сепаратистские настроения в Европе”. “Безусловно, это голосование имеет политическое значение, и большое. Оно окажет влияние на развитие сепаратистских настроений в Европе, потому что голосование показало, что у сторонников независимости есть большой потенциал. И это создает в испанском обществе взрывоопасную обстановку. Центральная власть должна вступать в диалог с правительством Каталонии, которая сейчас укрепила свои позиции”, — заявил профессор МГИМО (У) МИД России Сергей Хенкин. Он добавил, что желание каталонцев провести настоящий референдум о независимости может “еще больше осложнить внутриполитическую ситуацию в стране”.
По словам главного научного сотрудника Института Европы РАН Владимира Швейцера, учитывая данные по явке на голосовании, порядка 60% жителей Каталонии не участвовали в голосовании, поэтому говорить о том, что каталонцы высказались за независимость, не совсем корректно. Однако он считает, что совсем не учитывать результаты “незаконного” и не принятого Мадридом опроса — неправильно. По его мнению, теперь кажется очевидной необходимость расширения прав автономии Каталонии в составе единого государства. Но, по словам политолога, правительство оказывается в щекотливой ситуации. “Ведь в Испании этих автономий не одна Каталония, а семнадцать. Значит, надо для каждой автономии поднять уровень ее независимости? Здесь возникают тенденции, которые в какой-то перспективе, может, не совсем близкой, могут привести к распаду Испании. У (главы испанского правительства Мариано) Рахоя очень сложный выбор: не учесть мнение части электората он не может, но учесть в том объеме, в котором они хотят, тоже нельзя”, — цитирует Швейцера РИА Новости.
Эксперт прогнозирует, что правительством страны будет предпринята попытка найти решение путем изменения некоторых статей конституции, т.е. “Испания будет постепенно идти от унитарного государства к государству федеративному, с расширением прав у отдельных федераций”.
Вопрос о федерализации актуален очень во многих странах. В качестве примера Швейцер привел регион Венето в Италии, где в марте прошел интернет-референдум о независимости, или Гренладию, которая в настоящий момент входит в состав Дании и которая хотела бы большей независимости от нее, особенно в плане получения прав на урановые разработки. Однако, считает политолог, ставя вопрос о независимости, “любые сепаратисты, фактически, хотят усилить собственный вес, и никто на самом деле не хочет реального отделения государств”. Так, новые правительства в Бельгии и Италии, в которых представлены все регионы и партии, во многом удовлетворяют желаниям сторонников независимости.
“Экономический кризис привел не к тенденциям к расколу, а к тенденциям к сплочению. “Тройка” (международных кредиторов), которая начала вытаскивать из долговой ямы Португалию, Ирландию, Грецию, очень многого добилась. Единая Европа существует и функционирует, и никто не хочет ее раскалывать”, — резюмировал он.
Статья опубликована 12 ноября, 2014 10:27
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…