Как известно, на чемпионате Европы по тяжелой атлетике среди спортсменов до 20 и 23 лет армянские штангисты завоевали 18 золотых, 8 серебряных и 6 бронзовых медалей. По этому показателю они превзошли все остальные страны-участницы. Генсек федерации тяжелой атлетики Армении Пашик Алавердян заверил, что сенсационный результат обусловлен безукоризненнной подготовкой и сумасшедшим настроем всех членов команды. В беседе с нашим корреспондентом он раскрыл некоторые интересные подробности успеха и заверил, что следующий год тоже ожидается небезынтересным.
— Я настолько впечатлен, что сразу напрашивается вопрос — это рекордный показатель?
— Для нас — да. Прежде наши штангисты дважды завоевывали 25 медалей за один чемпионат. В последний раз — на юношеском чемпионате Европы прошлого года. Получается, что теперь у нас на 7 наград больше. Кстати, благодаря этому удалось поднять и планку рекорда по количеству медалей, завоеванных в целом за сезон. В этом году на чемпионатах мира и Европы разных возрастных категорий наши ребята удостоились 78 медалей разного размера и пробы. Бывший рекорд был 72 медали, из коих три мы потом вернули.
— Стало ли это проявлением спортивной злости наших штангистов в ответ на годичную дисквалификацию, установленную международной федерацией?
— Да нет, ничего такого не было. Просто, они, образно говоря, полностью выплеснули всю ту энергию и силу, которую накопили в ходе подготовки. И не только они. Этот результат стал воплощением общих усилий спортсменов, тренеров и административного персонала. Отдельное спасибо президенту НОК Гагику Царукяну, обеспечившему наших юношей и девушек вспомогательным питанием, а именно черной икрой, содержащей столь необходимый штангистам полный набор аминокислот.
— В связи с дисквалификацией у вас были опасения по поводу участия в этом чемпионате. В Албании не возникло проблем с допуском нашей команды к старту?
— Абсолютно никаких. Мы предварительно уточнили, что дисквалификация не распространяется на этот чемпионат. В Албании этот вопрос вообще не обсуждался, поскольку чемпионат Европы проводит континентальная федерация, не имеющая к санкции никакого отношения. Однако президент международной федерации тяжелой атлетики Тамаш Аян намерен 13-15 ноября в Астане встретиться с представителями федераций 9 дисквалифицированных стран для обсуждения сложившейся ситуации и шагов по выходу из кризиса.
— А с каким настроем наши штангисты выходили на помост и какая обстановка царила в команде?
— Я уже 4 года полностью координирую вопросы, связанные с отечественной тяжелой атлетикой, и все это время в нашей федерации была нормальная атмосфера. У нас всегда царила семейная обстановка, все помогают друг другу, радуются успехам товарищей и делят с ними горечи неудач. Во время соревнований все тренеры, независимо от того, мужские или женские, пытаются помочь, подбодрить атлета, готовящегося выйти на помост. На этот раз у нас не было настроения, чтобы отметить этот успех, но мы с благодарностью принимали поздравления коллег из других стран. Кстати, Симон Мартиросян и Андраник Карапетян были признаны лучшими атлетами среди участников первенств до 20 и 23 лет, соответственно. Даже выступая в неполном составе, наши сборные первенствовали в командном зачете среди девушек до 20 лет и молодежи до 23 лет. В медальном зачете мы также были вне конкуренции.
— А были ли интересные встречи, забавные случаи?
— Вспоминать особо нечего. В Албании даже печать в наших паспортах не поставили при въезде в страну и выезде из нее. А запомнилось еще и то, что Симона Мартиросяна наградил лично президент Албании, с которым у нашего спортсмена теперь есть фото на память.
— Вы были в составе судейского жюри этих соревнований. Как удавалось сдерживать эмоции во время выступлений наших штангистов?
— Мне не привыкать, поскольку не впервые был включен в судейскую бригаду. На самом деле, трудно сохранять нейтралитет во время выступлений своих подопечных. Несколько раз даже начал делать им громкие подсказки и получил замечания. Но это вполне естественная реакция.
— Многие ли из наших спортсменов улучшили личные результаты?
— Я бы не сказал. Тот же Симон на тренировках имел дело с большими килограммами, но на соревнованиях впервые показал такие результаты. Не случайно, что он установил молодежные рекорды Европы в “толчке” и сумме двоеборья, а результат в “рывке” стал повторением континентального рекорда. Ему было сложнее всех, поскольку участвовал практически во всех крупных соревнованиях сезона и всегда побеждал за явным преимуществом. Мог бы стать и чемпионом мира, добившись беспрецедентного в истории армянской тяжелой атлетики результата, но мировое первенство этого года пройдет без нас. У Симона огромный потенциал, но я желаю, чтобы он не увлекался установкой рекордов, а постепенно повышал свои результаты. Остальные наши лидеры тоже победили без особого напряжения. Мы дали им такую установку, понимая, что и этих килограммов хватит для завоевания титула чемпиона.
— Удастся ли сохранить их мотивацию, учитывая, что придется провести целый год без соревнований?
— Не год, а меньше. По моим сведениям, международная федерация пытается решить эту проблему и найти пути обеспечения соревновательной практики атлетов дисквалифицированных стран. Я не в курсе того, как именно будет решена эта проблема, но знаю, что работа ведется. Кроме того, нам позволено проводить национальные чемпионаты и учебно-тренировочные сборы. Ожидается, что все детали будут обговорены на встрече в Астане. В свою очередь, президент НОК Гагик Царукян пообещал обеспечить полноценную деятельность нашей федерации в 2018 году. Мы просто не можем сидеть сложа руки, так как следующий чемпионат мира будет рейтинговым для отбора на олимпийские игры 2020 года. Наиболее трудной будет задача тренеров, которым предстоит реорганизовать свою работу в соответствии с ситуацией. Надеюсь, что у нас получится, и мы вернемся еще более окрепшими. Я не сомневаюсь в таланте и возможностях наших штангистов.