Шантажные телодвижения Анкары в последнее время носят все более неприкрытый характер. Эрдогановская команда довольно грубо играет на геополитических, мягко говоря, разногласиях между, с одной стороны, своим союзником по НАТО Вашингтоном, с другой — вечным региональным соперником Москвой.
Так, глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара может отказаться от покупки у Москвы зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400, соглашение по которым было не так давно подписано сторонами и стало одной из основных тем повестки переговоров в ходе сентябрьского визита в Турцию президента РФ Владимира Путина. Свой возможный отказ Анкара обуславливает достижением соглашения о совместном производстве ЗРС.
“Мы не получали никакого официального отказа по этой теме. Президент России Владимир Путин сам нам сказал, что мы можем предпринимать шаги для совместного производства. Поэтому технологии будут актуальными. Но если Россия к этому относится отрицательно, то мы можем заключить соглашение с другой страной”, — цитирует Чавушоглу ТАСС. По его словам, Турции нужно срочно купить С-400, потому что в них есть потребность. “Нам надо защищать наше воздушное пространство. Однако, если настроенные против России страны не хотят, чтобы Турция покупала у нее С-400, то они должны предоставить нам свой вариант”, — подчеркнул Чавушоглу.
По данным “Газеты.Ru”, Россия действительно отказалась выполнить просьбу Турции и допустить ее специалистов до внутренних систем С-400 “Триумф”, которые РФ намерена поставить Анкаре. Источник, знакомый с ходом российско-турецких переговоров, сообщил изданию, что турецкой стороне не передаются все электронные коды и “начинка” и что, согласно договоренности, техническое обслуживание будет осуществлять только Россия, а они эти системы вскрывать не будут”. Системы радиолокационного опознавания “свой-чужой” на поставленные в Турцию ЗРК будет также устанавливать российская сторона, добавил источник “Газеты.Ru”. “Мы не пошли на их требования допустить их к внутренностям С-400, поэтому на них будет установлена система “Свой-чужой” российского производства. Они настаивали на том, чтобы им отдали пароли и контроль, но мы отказались”, — рассказал он.
Осторожность Москвы объясняется опасениями, что технологии производства российских С-400 попадут в руки НАТО, ведь Турция стала первой страной-членом Альянса, которая получит на вооружение передовую систему ЗРК. Правда, отмечают российские эксперты, 100-процентной гарантии эти договоренности не дают, но “основные секреты будут защищены… у турок нет знаний относительно этого”.
А турки хотят именно этого и пытаются достичь желаемого самым примитивным шантажом. Получив отказ от передачи технологий от Москвы, Анкара мгновенно перекинулась на Вашингтон, заявив, что по-прежнему хочет покупать у США американские противоракетные системы Patriot, но настаивает на доступе к технологиям.
Турецкая Daily Sabah, поначалу сообщившая об этом со ссылкой на крупного турецкого чиновника, попросившего об анонимности, потом получила подтверждение от зампредседателя Народно-Республиканской партии Турции Озтюрка Йылмаза, побывавшего в Вашингтоне на прошлой неделе. По словам указанного чиновника, турецкая сторона требует доступа к технологии и совместного производства. Он отметил при этом, что С-400 у России закуплены для решения краткосрочных вопросов безопасности, тогда как Анкаре нужны альтернативы для долгосрочных целей. Однако, как отметил Озтюрк Йылмаз, даже если сделка двух стран состоится, трудно ожидать ее одобрения в Конгрессе из-за сильных антитурецких настроений. По его словам, его встречи с представителями администрации Трампа приводят к мысли, что США не откажутся от поддержки сирийских курдов против ИГИЛ. “Но чиновники США ищут пути оживить двусторонние отношения”, — заявил он. “Ряд экспертов из Вашингтона отмечали в беседе с Daily Sabah, что у администрации Трампа не было четкой политики по Турции. Серия встреч с одним из лидеров оппозиции показывает, что Белый Дом готовит новую стратегию отношений с Анкарой”, — отмечает газета.
Пока признаков улучшения отношений между Вашингтоном и Анкарой не наблюдается. После недавнего ареста в Турции сотрудника американского генконсульства в Стамбуле, якобы связанного с проживающим в США исламским проповедником Фетхуллахом Гюленом, которого Анкара обвиняет в попытке организации госпереворота и безуспешно добивается его выдачи Вашингтоном, США приостановили все неиммиграцонные визовые услуги в Турции. Правительство Турции ответило незамедлительно и симметрично, остановив выдачу виз в США. Более того, министр юстиции Турции Абдульхамит Гюль отклонил просьбу о встрече с ним посла США Джона Басса, а турецкая прокуратура выдала ордер на арест еще одного сотрудника американского консульства в Стамбуле. Сообщается, что жену и ребенка подозреваемого также подвергают допросам, подозревая всю семью в связях с организацией Гюлена FETO.
По традиции Турция также угрожает закрыть военно-воздушную базу Инджирлик для ВВС США.
Эрдогану в принципе наплевать на чьи бы то ни было интересы, в т.ч. союзников по НАТО, включая США. Он демонстративно поддерживает раскритикованного Вашингтоном президента Венесуэллы Николаса Мадуро, поддерживаемые Турцией в Сирии протурецкие повстанцы столь же демонстративно обстреливают возглавляемые США коалиционные силы, оплевывает Европу, угрожая ей вступлением в Евразийский союз, а потом заявляет, что не отказывается от членства в ЕС, в ответ на недовольство США покупкой российских С-400 заявляет, что может купить и С-600.
Аналогично с Россией. Я уж не стану вспоминать, сколько ножей в спину Москве воткнула Анкара. Самый свежий пример. Едва Путин уехал из Анкары, Эрдоган полетел в Киев, где заявил, что “по-прежнему не признает незаконную аннексию Крыма” (будто аннексия Турцией северной части Кипра была законной), вместе с президентом Украины Петром Порошенко указал на “недопустимость ситуации в сфере прав человека в Крыму, которая постоянно ухудшается” (будто не Турцию Европа и США постоянно критикуют за все ухудшающуюся ситуацию с правами человека). Эрдоган к тому же подчеркнул, что “Турция и в дальнейшем будет оказывать Украине поддержку в вопросе восстановления суверенитета и территориальной целостности как в двустороннем, так и многостороннем измерениях” и что “возобновление диалога с Россией не повлияет на позицию Турции”.
На этом фоне заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова о том, что Россия и Турция на экспертном уровне ведут переговоры о возможной сделке по передаче технологий производства комплексов С-400, представляется, по меньшей мере, странным.