Как и следовало ожидать, после двух многолюдных митингов невластная тройка перестала созывать людей на площадь. Не формируются и штабы на местах, о чем на последнем митинге заявили его организаторы. Не встречаются и не проводят заседаний также представители “Процветающей Армении”, Армянского национального конгресса и “Наследия”. Однако во всевозможных интервью активисты всех трех политических сил интенсивно утверждают, что все еще впереди — и митинги будут, и штабы сформируются, а лидер ППА Гагик Царукян заявил во всеуслышание, что обратного пути у него нет.
Что же сохранилось в памяти народной от двух состоявшихся в столице митингов: три невластные силы собрались, чтобы поговорить о трудной жизни в нашей стране и о том, что они собираются добиваться смены власти. Каким путем, естественно, умолчали. Зато озвучили призывы к внеочередным общегосударственным выборам, что, наряду с фразой “смена власти”, и запало в память и души людей, которые сегодня живут плохо и приходят на площадь в ожидании услышать что-либо конкретное, обнадеживающее.
Оставим в стороне то обстоятельство, что ничего конкретного сказано не было — да и невозможно такие вопросы обсуждать на площади, обратим внимание на то, что тройка, особенно доминирующая в ней ППА, не требует отставки ни действующего главы государства, ни главы правительства. Больше говорится о внеочередных парламентских выборах, что в существующей в Армении ситуации невозможно — этого не позволяет наша Конституция (до реформирования Основного Закона в 2006 году сделать это было весьма легко и просто), в которой четко зафиксировано: досрочный роспуск парламента возможен в случае, если он три месяца бездействовал. При имеющемся раскладе сил в законодательном органе это совершенно исключено: имея 70 мандатов, правящая РПА не допустит этого. И тройка это прекрасно знает.
Излишне говорить, что смена власти в Армении однажды уже имела место, в 1998 году ситуация в Армении была совершенно иной, подал в отставку и первый президент, и вся его команда, и к власти пришла новая команда. Произошла, так сказать, “бархатная” революция, большая часть участников которой сегодня пребывает в высших эшелонах власти. Что имеет в виду тройка, заявляя о смене власти? Вероятно, не все четко представляют, что это такое. В любом случае, внеочередные выборы — потрясение для каждой страны, и идут на этот шаг либо в чрезвычайной ситуации, либо же при желании, когда по разным объективным и субъективным причинам считают неизбежными основополагающие перемены. Конечно, исключать ничего нельзя, но на сегодняшний день РПА придерживается иных позиций.
На днях спикер НС Галуст Саакян, отвечая на вопрос журналистов, касающийся этой темы, заявил, что они не избегают обсуждения любых вопросов и что в конечном счете общество так и не смогло понять, чего, собственно, хотят организаторы митингов — это попытка объединения партий или парламентских фракций. “Мечты о власти и реальность несовместимы. У властей нет причин беспокоиться в этой связи. Власть меняется посредством либо выборов, либо революции. Однако сегодня нет революционеров”, — сказал спикер.
Коснувшись реформирования Избирательного кодекса, на чем настаивают невластные силы (переход к 100-процентно пропорциональной избирательной системе), господин Саакян заявил, что в правительстве ныне сформирована специальная комиссия, которая изучает вопрос: каким будет ИК на фоне конституционных реформ, и от всех фракций уже поступили предложения, которые скрупулезно изучаются и будут обсуждены.
Кстати, на сегодняшний день ни одной крупной партии невыгодно упразднение мажоритарного компонента избирательной системы в стране — пользуясь его возможностями, каждая получает дополнительные мандаты, благодаря ему и РПА, и ППА привели в парламент немало нужных им людей. Иной вопрос, работают ли нормально эти люди, или лишь пользуются благами, причитающимися народным избранникам. Но это уже на совести самих партий. В случае упразднения мажоритарной системы, возможно, не будет столь сильного разрыва между парламентским представительством партий, да и последние будут осторожнее при составлении пропорциональных списков. Но это вопрос будущего. Равно как и то, как будут договариваться партии между собой.
На днях коснулся этой темы и политолог Александр Искандарян, заявивший, что обеспечить политический консенсус по вопросу конституционной реформы в нашей стране невозможно, поскольку оппозиция против этих реформ по той лишь причине, что инициатива исходит от властей. Если завтра власти скажут, что реформы не нужны — оппозиция заявит, что они стране необходимы. Что касается призывов невластных сил о проведении внеочередных выборов, то господин Искандарян заявил, что в Армении политическая жизнь пассивна и процессы в ней не протекают. “Оппозиция должна принудить власти пойти на внеочередные выборы. Но тройка не обладает ресурсами, чтобы заставить власти пойти на такой шаг”, — сказал он.
Возвращаясь к митинговой тематике, заметим, что так и остается непонятным — почему процесс столь стремительно начался и столь же стремительно угас. В политических кругах муссируются слухи, что просто нужно было занять оппозиционную нишу для мирного проведения протестных акций, неизбежных для любой страны в переходном этапе. И именно поэтому лидирующие позиции в тройке заняла ППА, задействовав свои немалые ресурсы как финансовые, так и людские. Но это абсурд: в нынешней ситуации в стране нет такой силы, которая была бы способна инициировать некое революционное движение. Бытует, конечно, и такое мнение, что митинги прекратились после пространной речи первого президента Левона Тер-Петросяна, который весьма обстоятельно и позитивно говорил, в частности, о вступлении Армении в ЕАЭС, что совершенно не понравилось экс-министру ИД, ныне члену ППА, выросшему в США Вардану Осканяну, и Гагик Царукян, считаясь с мнением последнего, не спешит вновь созывать народ на площадь. Конечно, все это — всего лишь кулуарные пересуды, но на вид очень уж близкие к реальности: митинги прекратились именно после выступления господина Тер-Петросяна.
А мне, рядовому гражданину Республики Армения, в силу многолетней журналистской деятельности недалекому от политики, совершенно непонятно: как мог член Совета национальной безопасности (призванный и способствовать стабильности и соблюдению Конституции в стране) собирать людей на площади, призывать к смене власти, давать надежду, что социально-экономические проблемы возможно решить в кратчайшие сроки, что в обход Основного Закона можно провести внеочередные выборы. И все это в стране, фактически находящейся в полувоенном положении…
Да, всем хочется получать хорошую зарплату, жить достойной жизнью, избавиться, наконец, от коррумпированных чиновников, взяточников-судей, уклоняющихся от налогов олигархов, создать условия для прекращения оттока населения, искоренения бедности… Но, господа депутаты, на то вы и облечены народным доверием, чтобы решать проблемы, но в рамках законности и Конституции. Народу, озабоченному добычей хлеба насущного, потрясения не нужны.