После состоявшейся 23 сентября в Нью-Йорке на полях Генассамблеи ООН встречи глав МИД Армении и Азербайджана в присутствии сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху армянскую общественность волновали, по меньшей мере, два вопроса — почему в заявлении посредников по итогам встречи не упоминались венские и санкт-петербургские договоренности о реализации механизмов расследования инцидентов в зоне конфликта и мер доверия, а также, с какими предложениями выступили медиаторы, которые, согласно заявлениям из Баку, так заинтересовали Азербайджан.
Обеспокоенность усугублялась прозвучавшим за несколько дней до встречи высказыванием главы МИД РА Эдварда Налбандяна на форуме Армения-Диаспора о возможности “возврата” Азербайджану “тех территорий, которые, с точки зрения безопасности, не станут угрозой для Карабаха и разрешения вопроса”. На этом фоне факт отсутствия в заявлении посредников упоминания о венских и санкт-петербургских договоренностях был воспринят общественностью как отход сопредседателей и армянской стороны от позиции о невозможности продвижения переговорного процесса до внедрения механизмов доверия. Представители армянского экспертного сообщества высказывали предположения о сближении позиции сопредседателей МГ с подходами отвергающего эти механизмы Азербайджана, о возможном давлении на Армению, о том, что в переговорном процессе происходит “нечто серьезное”, что пытаются скрыть от общественности. Звучали также мнения о том, что, покуда на столе переговоров лежит документ (Мадридские принципы или сформулированные на их основе Казанские), предполагающий серьёзные территориальные уступки армянских сторон, о соблюдении интересов Армении и Арцаха говорить не приходится и что принятие этого документа за основу переговоров лишь поощряет милитаристские устремления Азербайджана.
На состоявшейся в среду в Ереване совместной с министром Великобритании по вопросам Европы и Америк Аланом Дунканом пресс-конференции глава МИД Армении сообщил, что в Нью-Йорке речь шла об организации встречи президентов и региональном визите сопредседателей. “Сопредседателей мы ждем в середине октября, и они приедут, чтобы подготовить встречу президентов”, — сказал он. Что касается заинтересовавших Баку предложений, то, по словам Налбандяна, “только Азербайджан может сказать, какие предложения его привлекли”. “Обсуждений вокруг иных вопросов, каких-либо предложений не было”, — сказал министр.
Отвечая на вопрос о нашумевшем заявлении о возможности сдачи территорий, Э.Налбандян отметил, что его слова были вырваны из контекста. “Я не говорил о каких-то конкретных территориях, я говорил об известных трех принципах и шести элементах, которые упомянуты в пяти заявлениях глав стран-сопредседателей об урегулировании карабахской проблемы”, — сказал он. Министр напомнил, что эти 3 принципа и 6 элементов, согласно самим сопредседателям, были разработаны и представлены сторонам как единое целое, и попытки отделить один принцип от других или одно положение от других сделают урегулирование невозможным. Между тем, именно этим вот уже много лет занимается Азербайджан, отметил он.
Министр напомнил, что президент Армении, выступая на Генассамблее ООН, отметил, что важнейшим являются вопросы статуса Арцаха и гарантии многофакторной безопасности. “Если эти вопросы будут решены, то все остальные — производное от них — получат решения”, — сказал Налбандян.
Глава МИД Армении отметил, что “армянская сторона проводит ту же политику, что и ранее”, что подходы Еревана созвучны с заявлениями и предложениями сопредседателей МГ ОБСЕ, которые приняты в качестве основы для урегулирования карабахского конфликта и от которых Азербайджан постоянно отказывается.
Вопрос отсутствия в заявлении международных посредников упоминания о венских и санкт-петербургских договоренностях прокомментировал журналистам замминистра иностранных дел РА Шаварш Кочарян. “Нам всем очевидно, что до восстановления атмосферы доверия прогресса не будет. Так что те, кто желает прогресса, должны суметь принудить. А для доверия противник не должен стрелять в приграничной зоне, а механизмы расследования могут стать инструментом сдерживания Баку”, — цитирует его “Радиолур”.
Замминистра отметил также, что прогресс невозможен без участия Нагорного Карабаха в переговорах, и об этом неоднократно говорили сопредседатели. Есть два фактора — атмосфера доверия, которая включает в себя реализацию договоренностей, достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге, а также участие Карабаха в переговорах. Ничего другого нового нет, — подчеркнул Ш.Кочарян.
Надо отметить, что в заявлении сопредседателей тема механизмов по укреплению доверия все же присутствует. Отметив, что главной целью встречи глав МИД Армении и Азербайджана было обсуждение текущей ситуации в зоне конфликта, изучение путей активизации переговорного процесса и подготовка к предстоящему саммиту между президентами двух стран, посредники выразили надежду на то, что планируемая встреча на высшем уровне будет способствовать укреплению доверия и политической воли между сторонами в поиске компромиссных решений по ключевым вопросам урегулирования. Другое дело, что выступления Сержа Саргсяна и Ильхама Алиев на Генассамблее ООН вновь проявили полярность занимаемых сторонами позиций. Алиев говорил о “полном восстановлении территориальной целостности Азербайджана”. Серж Саргсян заявил, что “Азербайджан не имеет никаких правовых и нравственных оснований для представления претензий в отношении Арцаха. Арцах никогда не был частью независимого Азербайджана…”, подчеркнув важность решения вопросов статуса Арцаха и гарантий его многофакторной безопасности.
Сопредседатели, судя по всему, ничего другого и не ожидали и, как видно из заявления, не выражают, в отличие от предыдущих лет, даже осторожного оптимизма в вопросе прогресса на переговорах. Усилия медиаторов направлены на недопущение возобновления военных действий. Возобновление переговорного процесса, даже нерезультативного, способно, как они полагают, удержать стороны от новой войны.
Не исключено, что действия посредников направлены также на удержание существующего формата сопредседательства Минской группы. В последнее время появился ряд настораживающих относительно будущего этого сопредседательства моментов. Как известно, уже много лет сопредседателями МГ ОБСЕ по урегулированию азербайджано-арцахского конфликта являются Россия, США и Франция. И все эти годы Азербайджан, поочередно упрекая их в проармянской позиции, пытался изменить формат сопредседательства, протащить в него Турцию и, вероятно, для блезиру, выдвигал еще и Германию. Не удалось.
Однако на этой неделе появилось сообщение о предложении госсекретаря США Рекса Тиллерсона в рамках реорганизации Госдепа ликвидировать должности около 30 специальных послов Госдепа, включая тех, кто занимается сирийским кризисом и азербайджано-арцахским конфликтом в Минской группе. В письме Тиллерсона к председателю Комитета Сената по внешним отношениям Бобу Коркеру, представленном на сайте Politico, отмечается, что Бюро по делам Европы и Евразии сохранит штат и функции старшего представителя в МГ ОБСЕ. “Должность будет ликвидирована, а функции продолжит выполнять заместитель помощника Госсекретаря по делам Европы и Евразии. Одно место и $182,000 в виде вспомогательных расходов останутся в распоряжении Бюро по делам Европы и Евразии”, — говорится в письме.
На это отреагировал бывший сопредседатель МГ Керри Кавано. В опубликованной на сайте аналитического центра “Совета по международным отношениям” его и Пола Стейраса статье авторы задаются вопросом о том, насколько приоритетно урегулирование конфликта для администрации президента Трампа. “Временный сопредседатель Минской группы США посол Ричард Хоугланд ушел с поста 28 августа и сразу же был заменен Эндрю Шофером, который недавно занимал пост поверенного в делах в миссии США в ООН в Вене. Тем не менее, письмо госсекретаря США Рекса Тиллерсона председателю Комитета Сената по внешним сношениям Бобу Коркеру, написанное в августе этого года, привело к спекуляциям на тему сокращения этого поста в рамках ожидаемой реорганизации Госдепа. Даже если позиция останется, Шофер мог быть не выдвинут на должность посла. Это бы поставило посредника от США в положение, явно уступающее положению российских и французских коллег и может быть истолковано как сигнал к ослаблению интересов США или поддержки процессу урегулирования в рамках ОБСЕ”, — пишут Кавано и Стейрас, передает News.am.
В статье отмечается, что вопрос о том, встретятся ли президенты Армении и Азербайджана в 2017 году, остается открытым, что выступления С.Саргсяна и И.Алиев на заседании Генассамблеи в Нью-Йорке показали, насколько далеки стороны от мирного урегулирования. Авторы статьи тоже считают, что возможная встреча между президентами Армении и Азербайджана в этом году может уменьшить вероятность возобновления вооружённого конфликта, способного оказать влияние на весь регион, в т.ч. “на соседнюю Грузию, которая стала очень зависима от поставок газа из Азербайджана”, и нарушить сеть транспортировки энергоносителей.
Свою интригу внёс и спецпредставитель ПА ОБСЕ по Южному Кавказу Кристиан Вигенин. “В следующем году исполнится 25 лет со дня создания Минской группы ОБСЕ. В связи с этим состав Минской группы может быть пересмотрен”, — заявил он, будучи в Баку.
Не сопредседательства, а Минской группы. Но всё-таки. И что бы это значило?..
Статья опубликована 29 сентября, 2017 13:11
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…