Категории: Регион

Реального переговорного процесса нет

В Нью-Йорке 12 сентября открылась 72-я Генассамблея ООН, на полях которой, как анонсировалось ранее, сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию азербайджано-арцахского конфликта планируют организовать встречу глав МИД Армении и Азербайджана. Конкретная дата встречи пока не называется. Международные посредники объявили своей целью организацию армяно-азербайджанской встречи на высшем уровне, для чего, собственно, и нужно им встретиться с министрами иностранных дел. Сопредседатели прилагают усилия для возобновления переговорного процесса, прерванного, по сути, апрельской 2016 года агрессией Азербайджана против Арцаха.

Однако вот уже больше года Баку торпедирует предложения посредников по внедрению механизмов расследования инцидентов и созданию атмосферы доверия в зоне конфликта. А без этого в принципе невозможен реальный политический диалог, не говоря уже о выходе на политические решения. Отсутствие же диалога и вышеуказанных механизмов повышает градус напряжённости на линии соприкосновения вооружённых сил сторон конфликта. Эксперты всё с больше тревогой говорят о снижении уровня безопасности и повышении риска “внезапной войны” в зоне конфликта.

На это указал, в частности, директор Центра региональных исследований Ричард Гирагосян в ходе “круглого стола” на тему “Безопасность и дипломатия в контексте Нагорного Карабаха: новый этап”. Он отметил, что четырехдневная война в апреле 2016г. привела к радикальным переменам в области региональной безопасности, в т.ч. безопасности Арцаха. По его словам, с учётом тонкого баланса сил в этой области, вызовов посреднической и дипломатической миссиям, внутренних движущих факторов можно констатировать формирование кардинально новой реальности, в которой чрезвычайно высока угроза внезапной войны.

По мнению Гирагосяна, наблюдается тревожная тенденция ослабления МГ ОБСЕ, которая, по его словам, ныне пребывает в очень затруднительной ситуации. Крайне удручающими он считает перспективы дипломатии и процесса посредничества.

Эксперт считает достойными критики два момента посреднической миссии:

— не все стороны конфликта представлены за столом переговоров;

— недостаточная прозрачность МГ, дефицит информации о мирном процессе, порождающий распространение дезинформации.

Тревогу, по словам политолога, вызывает и непредсказуемая и неопределенная политика США и администрации Трампа в целом ряде регионов, что сказывается и на урегулировании азербайджано-арцахского конфликта в рамках МГ. Гирагосян выразил надежду, что новый американский сопредседатель МГ Эндрю Шефер активизирует усилия по восстановлению динамичного участия в урегулировании Соединенных Штатов, роль которых, по его мнению, резко снизилась в контексте уступок инициативам России.

Заместитель директора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян полагает слишком смелым говорить о начале кардинально нового этапа и в переговорном процессе, и в процессе развития конфликта. Есть факторы и внутреннего и внешнего характера, которые в определенной степени могут дать нам возможность говорить о наличии каких-то новых развитий. Но сохраняются и те факторы, которые годами, если не десятилетиями, влияли на дипломатический и военный характер конфликта, сказал он.

С этой точки зрения, на взгляд эксперта, восприятие назначения Вашингтоном нового сопредседателя в МГ ОБСЕ, как изменение роли США в качестве посредника, несколько преувеличено. “Во внутренней и внешней политике США есть факторы, которые не связаны ни с Арменией, ни с Арцахом, ни вообще с нашим регионом и которые влияют на новый стиль Госдепартамента. И то, что происходит, — это можно сказать оптимизация роли представителя США в МГ, но не думаю, что это как-то качественно изменит вовлечённость США в работу МГ”, — сказал Минасян.

Эксперт указал на сохраняющиеся проблемы, которые появились на дипломатической арене после апрельской войны 2016г. “Главный обсуждающийся вопрос — отсутствие, к сожалению, реального переговорного процесса вокруг урегулирования конфликта. Все дипломатические контакты и процессы в реальности связаны с иной проблемой — с созданием условий для выхода на политические договоренности. Речь идет о предотвращении  инцидентов на линии соприкосновения и формировании механизмов доверия, поскольку без них достижение какого-либо серьёзного прогресса в переговорном процессе невозможно. Без реализации достигнутых в Санкт-Петербурге и Вене договоренностей, полагаю, мы вряд ли можем говорить о серьёзном переговорном процессе”, — отметил Минасян.

По его словам, всем понятно, что наличие данной проблемы в основном обусловлено подходами реваншистски настроенной азербайджанской стороны, не заинтересованной в создании механизмов доверия. И на этом фоне заявление главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова о том, что настало время приступить к т.н. субстантивным переговорам вокруг конкретного мирного договора, — это просто пропагандистская уловка с целью отвлечь внимание от реального документа, который лежит на столе переговоров. Речь идет о Казанском документе, который пока не обсуждается и вокруг которого  Азербайджан по понятным причинам отказывается вести реальные переговоры. Документ противоречив, отношение общественности Армении и Арцаха к нему негативное, однако еще более негативно к нему относятся в Азербайджане в силу того, что в нем подразумевается придание Арцаху в процессе урегулирования определенного статуса. Исходя из этого, азербайджанская сторона время от времени на разных этапах переговорного процесса вынуждена переходить к определенным действиям военного характера, сказал Минасян.

Можно сказать, что в настоящее время имеет место сохранение переговорного процесса, но все подлежащие обсуждению вопросы — подходы и армянских сторон, и сопредседателей МГ на данный момент сосредоточились на достижении прогресса по созданию на линии соприкосновения механизмов доверия. Этого пока нет и, полагаю, в обозримом будущем вряд ли можно ожидать положительных подвижек в этом направлении, считает эксперт.

Что касается военно-политических процессов вокруг азербайджано-арцахского конфликта, то одним из значительных результатов апрельской войны стало то, что стороны довольно серьзно приблизились к “красной линии”, за которой возможно начало широкомасштабных военных действий. Это обстоятельство, по мнению эксперта, также выступает одним из сдерживающих факторов и для азербайджанской стороны, которая время от времени пытается инициировать инциденты на линии соприкосновения. “И в Баку, и вокруг нашего региона хорошо понимают, что продолжение подобных инцидентов может привести к возникновению широкомасштабных военных действий. И необязательно, чтобы инициатором в этом вопросе был Азербайджан. И это беспокоит и сдерживает также Баку от дальнейших шагов”, — сказал Минасян.

С другой стороны, после апрельской войны 2016г. произошли определенные изменения в плане военно-технического баланса, и речь идет не только о реализации сделки в рамках военно-технического сотрудничества Армении и России. Армянская сторона пытается найти новые рычаги и возможности. Это и активизация деятельности военно-промышленного комплекса Армении, выпускающего продукцию, ставшую новым шагом в арсенале ВС РА, и попытки Еревана по диверсификации своего военно-технического сотрудничества. В этом контексте эксперт отметил недавний визит министра обороны РА Вигена Саркисяна в Китай. “Это не означает, что Армения находит некий новый источник военно-технического снабжения. Но есть виды вооружения, направления, по которым даже Россия не может обеспечить собственную армию. В этом плане военно-техническое сотрудничество Армении и Китая может сыграть важную роль”, — сказал Минасян.

Влияют на развитие конфликта и попытки его урегулирования также внутриполитические процессы, настроения общественности. В Азербайджане, Армении и Арцахе происходят процессы, которые напрямую воздействуют и на военно-политический, и на дипломатический процессы. В Азербайджане это продолжающийся экономический кризис, вызванный падением цен на нефть. Это вынуждает Баку проводить более жесткую политику в вопросе Арцаха. В Армении и Арцахе же после апрельской войны 2016г. наблюдается радикализация настроений общественности. “В рамках проекта правительства Великобритании мы уже провели некоторые исследования, по итогам которых констатируем значительное ужесточение в Армении и Арцахе подходов по вопросам и компромиссов, и взаимных компромиссов и вообще вокруг выбора между войной и миром. Дискурс становится более эмоциональным и в итоге более радикальным”, — сказал Минасян.

Эксперт отметил, что отсутствие существенных изменений в факторах, десятилетиями влияющих на процессы вокруг конфликта, приводит к тому, что эти процессы получают более негативный и радикальный характер, что должны учитывать и общества, и политические силы, и те внешние акторы, будь то в рамках МГ или в других форматах, которые тем или иным образом вовлечены в дипломатические и военно-политические процессы вокруг арцахского конфликта.

Статья опубликована 15 сентября, 2017 13:09

Гаянэ Мовсесян

Последние записи

Как найти грузоперевозчика в Армении

Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…

31 мая, 2023

Командующий 3-м армейским корпусом представил ситуацию на северо-восточном участке границы: она относительно стабильна

Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…

31 мая, 2023

Демократия — основной бренд Армении: Никол Пашинян

Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…

31 мая, 2023

США ожидают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана в Кишиневе будет конструктивной

США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…

31 мая, 2023

Акоп СЕРОБЯН: «Пока мы удачно продвигаемся к цели»

Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…

30 мая, 2023

Секретарь Совбеза Армении провел встречу с советником федерального канцлера Австрии по внешнеполитическим вопросам

Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…

30 мая, 2023