Семнадцатого июля исполнился ровно год после трагических событий, взбудораживших не только Ереван, но и всю Армению и Арцах.
Как это начиналось
Напомним: 17 июля 2016 года группа вооруженных лиц захватила территорию Полка патрульно-постовой службы Полиции на столичной улице Хоренаци, взяв в заложники представителей правоохранительных органов, а позднее прибывшую для оказания им помощи бригаду врачей.
Вооруженными лицами во время захвата был убит полковник полиции, заместитель командира полка ППС, участник первой Арцахской войны Артур Ваноян. 30 июля полицейский, лейтенант Юрий Тепаносян был убит снайперским выстрелом с захваченной территории. Полицейский Гагик Мкртчян, раненый 17 июля, во время захвата, скончался 13 августа.
Как все это происходило, поминутно известно широкой общественности, СМИ и год назад, и сейчас, когда начался судебный процесс над вооруженной бандой, подробно освещали все перипетии тех трагических событий. И тогда, и тем более сейчас, спустя год, народ не поддержал захватчиков полка ППС, хотя отдельные СМИ и организации, подпитываемые западными грантами, и пытались представить происходящее как широкую поддержку населения. И тогда, и сейчас мы утверждаем, что народу на улице Хоренаци собиралось много — большинство собравшихся интересовало, чем все это закончится, некоторые же выдавали желаемое за действительное…
Дань памяти павшим полицейским
В понедельник, 17 июля, в день годовщины гибели трех полицейских при исполнении служебного долга Артура Ванояна, Гагика Мкртчяна и Юрия Тепаносяна, с раннего утра не прекращается поток людей к территории полка ППС полиции Армении. Полицейские, общественно-политические деятели, представители интеллигенции, рядовые граждане шли воздать дань памяти трех полицейских, погибших на боевом посту. На территории полка ППС состоялся торжественный марш подразделений Полиции. Напротив здания установлен памятный камень в память о погибших полицейских, к которому люди несли зажженные свечи, возлагали цветы.
Начальник полиции Армении Владимир Гаспарян также отдал дань памяти погибших полицейских.
Перед зданием ППС в память о погибших полицейских установлен мемориальный камень.
Соучастники убийств паясничают в суде
Уже достаточное время, как начался судебный процесс над вооруженными захватчиками полка ППС. Однако ясно, что продлится он немало, поскольку подсудимые пытаются всячески тянуть время, часто на суде выступают с провокационными заявлениями, призывая народ к свержению конституционного строя. А ведь среди них есть грамотные люди, прекрасно сознающие, что поезд ушел. Если тогда, год назад, народ не поддержал их, то теперь и подавно. Большинство не сразу сориентировавшихся людей за этот период поняли, что все это было пустой затеей, группа вооруженных людей, хладнокровно убивших полицейских, стрелявших на поражение в сотрудников правоохранительных органов, обеспечивавших безопасность жителей квартала, просто хотела путем крупного шантажа вызволить из тюрьмы своего предводителя, неоднократно призывавшего к вооруженному свержению конституционного строя и в конечном счете оказавшегося за решеткой за уголовное преступление — незаконное приобретение, транспортировка, хранение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ Жирайра Сефиляна. Лозунги позднее сменились, приобрели политическую окраску, и в дело вмешались иностранные спецслужбы, устами наших соотечественников из диаспоры озвучивавших призывы к смене внешнеполитического курса страны. Ни для кого в Армении это секрета не представляет, но они крупно просчитались в своих расчетах, и время все расставило по местам.
Для большинства граждан Армении боевики, захватившие территорию полка ППС и в течение 15 дней державших в крайнем напряжении всю Армению — все они соучастники убийства трех полицейских, хотя преступление это инкриминируется двоим — Смбату Барсегяну и Армену Биляну. А кто схватил их за руку, кто сказал: “Одумайтесь, ведь они выполняют свой долг”? И после всего этого осмеливаются заявлять, что не хотели убивать. Следствием доказано, что Гагика Мкртчяна выстрелом с близкого расстояния убил Армен Билян, а полковника Артура Ванояна — Смбат Барсегян, дождавшийся, когда у Ванояна кончились патроны. Люди защищали вверенный им объект с оружием и пали героями.
Излишне говорить, что вооруженная группа была организована именно для проведения подобной ужасной акции. Они собрали 32 человека, естественно, заранее изучили подходы к территории полка, раздобыли боеприпасы к 14 автоматам, взрывчатку, КамАЗ для того, чтобы протаранить ворота и попасть на территорию полка ППС. С таким арсеналом ворвались они на территорию охраняемого объекта, явно с намерением убивать, захватить еще больше оружия, устроить большую заваруху в стране, фактически находящейся в состоянии войны. И некоторые из этих людей сражались за свободу и независимость Арцаха…
Это потом они заявят, что все, якобы делалось ради народа. Чтобы оправдаться, можно сказать что угодно, но кто поверит? Даже та несведущая и недалекая часть населения, которая в те дни собиралась у полка ППС, участвовала в митингах и шествиях, вряд ли, зная, что они идут на убийство, разбой, захват заложников, делегировала бы их на подобные деяния.
В те дни меня больше всего удивляли женщины, буквально кричавшие, что члены вооруженной группы — герои. Неужто у них мысли не возникало, что на месте троих погибших полицейских могли оказаться их мужья, сыновья, другие близкие родственники. Нельзя думать, что тебя-то беда минует.
…Затягивание судебного процесса не прибавит “чести” этим людям. Просто очевидно, что все это делается из элементарного страха перед законом, перед соотечественниками, в глазах большинства из которых они террористы. И очень удивляются, что судят их не по этой статье.
Затягиванию судебных слушаний в большой мере “способствуют” также адвокаты, часть из которых начала выступать с политическими заявлениями. То обстоятельство, что институт адвокатуры в Армении пока не состоялся, на что, наверное, тоже требуется время — факт. Но данный процесс очень тонкий, и адвокаты должны быть крайне внимательны к каждому своему слову, чтобы не обострить ситуацию.
И еще. 17 июля сторонники прошлогодних захватчиков полка ППС пытались организовать митинг и шествие. Их собралось очень мало. Вероятно, родственники обвиняемых, друзья и просто зеваки. Это также показатель отношения, оценка их действий…