В последние годы армянские стрелки приучили болельщиков к своим призовым выступлениям или в худшем случае выходу в финал отдельных дисциплин на юношеских и молодежных чемпионатах мира и Европы. Однако на недавнем юниорском первенстве мира в немецком Зуле отечественные снайперы не только остались без наград, но и вообще не проявили притязаний на их завоевание. Больше всех разочаровал, конечно, сравнительно опытный Завен Игитян, который три года назад становился чемпионом Европы в этой возрастной категории, но на этом турнире финишировал на 16-м и 38-м местах. О причинах такого выступления мы побеседовали с главным тренером сборной Армении Сейраном Никогосяном.
— Чем обусловлены столь низкие результаты?
— Естественно, я ожидал большего, но, к сожалению, ребята не справились с волнением. Говоря большее, я имею в виду не дюжину медалей, а более меткие выстрелы. В нашей команде превалировали ребята юношеского возраста и только один стрелок был постарше. Мы отдали предпочтение юношам, чтобы они имели возможность получше подготовиться к следующему сезону, в котором их ожидают ответственные соревнования. В начале года им предстоит участие в чемпионате Европы, на котором будут разыгрываться путевки юношеских олимпийских игр в Буэнос-Айресе, намеченных на сентябрь 2018. В этом плане я удовлетворен результатами Нарека Адамяна и Айка Бабаяна, стреляющих из ружья. Если не ошибаюсь, они показали второй и третий результат среди 17-летних спортсменов, но стрелки этого возраста соревновались наравне с более старшими участниками, а потому наши заняли, соответственно, 23 и 33 места в зачете 102 снайперов. По меткости их обошел только венгерский сверстник.
Откровенно говоря, я ожидал большего и от Аллы Погосян, занявшей 58 место среди девушек в стрельбе из ружья с дистанции 10 метров. Она незначительно улучшила свой показатель, но все равно это не то, что требовалось от нее. Надеюсь, Алла сделает надлежащие выводы. Впрочем, нужно учесть, что подавляющее большинство наших ребят впервые участвовали в чемпионате мира, который у нас до нынешнего года проводился раз в четырехлетие. Сейчас решили наполовину сократить этот срок. Возможно, фактор дебюта тоже сказался на их результатах. А вот более опытный Завен Игитян, безусловно, провалил этот чемпионат.
— Из статистических данных следует, что в нашей команде только он и Вреж Торосян ухудшили свои результаты.
— Да, но статистика не отражает причины этого. Плохое выступление Врежа обусловлено дефектом ружья, который мы не успели устранить до начала соревнований. В то время, как неудача Завена вызвана скорее психологической подготовкой — образно говоря, он пытался перебороть не столько соперников, сколько самого себя.
— Вы часто сетуете на психологическую подготовку, а как можно решить эту проблему?
— По-разному, но без психолога, пожалуй, не обойтись. Этот метод практикуют в командах многих стран. Представьте, что за один старт стрелок делает 60 выстрелов, на каждый из которых приходится настраиваться по-особому. По сути, каждая серия выстрелов — отдельный мини-турнир. И каждый раз требуется попасть в десятку. Напряжение столь велико, что сердцебиение стрелка порой достигает 120-130. Такой нагрузки нет ни в одном другом виде спорта, хотя каждый из них сложный по-своему. А, когда на это накладывается и волнение от безудержного стремления завоевать медаль, как было в случае с Завеном, то результат может быть удручающим. Чрезмерное чувство отвественности никогда не было союзником спортсменов. Вероятно, вы знаете, что Завена называют “мистером 4”, учитывая, что периодически проходя в финал, он занимает именно это место. Думаю, данное обстоятельство тоже давит на него.
Что касается привлечения к работе с нашими стрелками психолога, то мы занимаемся этим вопросом. Но нам нужен специалист, знакомый с особенностями нашего вида спорта. Это очень важно, поскольку ему придется настраивать спортсмена, которому предстоит более двух часов находиться на рубеже. Это не столь приятное занятие, как может показаться на первый взгляд. Кажется, нам удалось найти специалиста, соответствующего этим критериям. Надеюсь, она поможет нашим ребятам.
— То есть без психолога невозможно рассчитывать на серьезные достижения?
— Ну почему же так резко?! Я вовсе не это имел в виду. Психолог может способствовать достижению высоких результатов, но это не означает, что без него невозможно решать серьезные задачи. У нас были успехи и будут еще.
— А, может, лучшим решением проблемы станет обогащение соревновательного опыта отечественных стрелков?
— Вот вы и затронули самую больную для нас тему. Естественно, это самый верный выход. Зарубежные стандарты предусматривают до 13 международных стартов за сезон, а наши ребята довольствуются в лучшем случае 3-4. Хотя госфинансирование нашего вида спорта и увеличили с 26 до 44,5 миллионов драмов, но попутно увеличилось и число перспективных ребят, и денег вновь не хватает, поскольку каждому нужно обеспечить участие хотя бы в одном международном турнире в течение года.
— Из этой суммы вы приобретаете также оружие и боеприпасы?
— Закон не разрешает направлять государственные деньги на покупку оружия, приобретение которого в компетенции республиканской федерации. На эту сумму мы можем проводить только местные соревнования, учебно-тренировочные сборы и приобретать боеприпасы.
— Готовитесь к участию во Всемирной универсиаде?
— Пока разговоров на эту тему нет, так что, в этом году у нас, скорее всего, больше не будет международных стартов. При том, что сезон в самом разгаре. Скоро в Баку стартует чемпионат и первенство Европы по стрельбе из малокалиберного оружия и стендовой стрельбе, который будет и рейтинговым соревнованием юношеской олимпиады. Но мы по понятным причинам не будем участвовать в нем.