Недавно армавирский тяжеловес Давид Мадоян уверенно отстоял титул чемпиона Европы по армрестлингу среди спортсменов до 21 года. В беседе с нашим корреспондентом армянский силач выделил наиболее яркие для него эпизоды соревнований в Польше, в которых он завоевал по одной золотой и серебряной медали. Кстати, из представителей нашей страны только ему удалось взойти на высшую ступень пьедестала. Всего на счету нашей сборной — 6 наград разного достоинства.
— На этом первенстве вы двумя руками провели в целом 14 поединков. Были ли среди них наиболее принципиальные?
— Таковыми невольно стали встречи с россиянином Захаром Багаевым — осетином по национальности. В нашей весовой категории — свыше 90 кг — набралось 14 участников, среди которых было немало титулованных ребят. Так уж вышло, что мои с Багаевым пути пересеклись в соревнованиях как левой, так и правой рукой. В турнире левшей мы сошлись в финале, до которого я добрался, имея за плечами уже шесть побед. Причем судил финал арбитр из России, который стремился всячески поддерживать соотечественника — вынес мне необоснованное предупреждение. Но и судья не смог помешать мне стать чемпионом. А в соревновании правой рукой я проиграл Багаеву на пути к финалу, но все равно составил ему конкуренцию в решающем поединке.
— И как вы умудрились оказаться в финале?
— (Улыбается). В этом и кроется изюминка нашего вида спорта — одно поражение не оставляет спортсмена за бортом соревнований. Более того, не лишает его возможности попадания в финал. В следующем поединке я победил грузина Давида Арабули, который, как и я, проиграл до этого. Благодаря успеху в этой встрече я и вышел в финал, где меня уже поджидал Багаев. И опять, как по заказу, судить финал выпало россиянину. Не хочется видеть в этом подвох, но факт остается фактом. При счете 0:0 арбитр назначил так называемый “судейский захват”, предусматривающий связывание кистей рук соревнующихся воедино в случае, когда их руки от чрезмерных усилий срываются, и не удается зафиксировать правильный захват. По правилам, за лишнее движение спортсмену выносится предупреждение, а за два предупреждения засчитывается поражение. Судья сразу же предупреждением отреагировал на мою просьбу поправить захват, а после следующей аналогичной просьбы засчитал мне поражение. Вот так-то.
— Какое место при подготовке к соревнованиям вы отводите психологическому тренингу и учитываете ли возможность возникновения таких провокационных ситуаций?
— Конечно, психологическая подготовка очень важна, и мы не игнорируем ее. Но проблема в том, что мы не проводим централизованные сборы — готовимся самостоятельно. Тренируемся три раза в неделю. Основную ставку все же делаем на специальную физическую подготовку. Например, с помощью штанги и резинового инвентаря выполняем упражнения для укрепления и усиления мыщц запястья. Также укрепляем сухожилия и развиваем скоростно-силовые качества. За месяц до соревнований снижаем нагрузку, а накануне старта абсолютно воздерживаемся от употребления любой жидкости, чтобы в ходе поединка при необходимости могли почуствовать сухость мыщц. Большое значение придаем также спаррингам, в ходе которых выполняем различные тактические задания.
— Вернемся к чемпионату Европы — кто из ваших соперников оказался наиболее податливым?
— Не хочу показаться банальным, но на таких соревнованиях действительно не бывают проходные поединки. Сравнительно легкой стала встреча с венгром Мартоном Наги. Благодаря своему стилю и технической подготовке я обычно завершаю поединки за 3-4 секунды. Я сторонник так называемого блицкрига и всячески избегаю долгого обессиливающего соперничества. Но иногда поединок занимает до полминуты. Этот поединок был из разряда скоротечных.
— А есть ли у вас другие особенности ведения поединка?
— Я предпочитаю так называемую верхнюю хватку. Сразу же притягиваю руку соперника к себе, чтобы ослабить его хватку и, следовательно, снизить сопротивление. Это позволяет добиваться быстрых побед. Такой стиль называется борьбой через кисть. Ее я выбрал, исходя из своих физиологических особенностей — у меня длинные руки и широкие кисти. Этот стиль мне привил мой личный тренер, чемпион мира и Европы Арман Пироян.
— Сколько вам понадобилось времени, чтобы пройти путь от начинающего спортсмена до чемпиона Европы?
— К спорту приобщился с 12 лет. Сначала пробовал себя в дзюдо и карате, а армрестлингом забавлялся во дворе и в школе. Но постепенно этот вид спорта настолько очаровал меня, что, когда в Армавире открыли специализированный зал, я одним из первых явился туда. Уже через три года — в 16 лет стал чемпионом Европы среди спортсменов до 21 года. Затем стал бронзовым призером чемпионата мира этой же возрастной категории. А теперь уже двукратный чемпион Европы и готовлюсь к участию в очередном мировом первенстве среди молодежи. Это будет в сентябре, а со следующего года начну участвовать в соревнованиях взрослых. Конечно, понимаю, что будет нелегко — придется увеличить вес, улучшить скоростно-силовые качества. В нашем виде спорта важную роль играет не мышечная масса, а мышечная сила.
— Со стороны соревнования по армрестлингу кажутся очень эмоциональными и даже агрессивными. В ходе поединков вам удается сохранять самообладание?
— Обычно соперники пытаются предпринять психологическое давление друг на друга. Но я не поддаюсь, а делаю так, чтобы мой визави остался под своей агрессией. Стараюсь по возможности сохранять хладнокровие. В то же время довольно эмоционально реагирую на свои победы. Обычно громко кричу, чтобы избавиться от излишка энергии. Надеюсь, на грядущем чемпионате мира у меня будут поводы, чтобы выплеснуть эмоции.