С принятием нового законодательства в сфере трансфертного ценообразования (ТЦО) государство, по сути, дает четкий сигнал о том, что прибыли, которые формируются в Армении, должны оставаться в стране и подлежать здесь налогообложению. В принятом в октябре прошлого года новом Налоговом кодексе, который вступает в силу в начале 2018 года, целая глава посвящена именно вопросам ТЦО, касающимся практически всех представителей действующего в стране крупного бизнеса.
С учетом актуальности и широкого охвата нового закона, аудиторско-консалтинговая компания KPMG Armenia организовала на днях для бизнесменов семинар на тему “Трансфертное ценообразование в Армении с 1 января 2018 года. Как быть готовым?” Сама KPMG является одной из крупнейших в мире аудиторских консалтинговых компаний, чьи представительства действуют в 160 странах, в том числе, в Армении. Она была первой среди крупнейших международных аудиторско-консалтинговых организаций “большой пятерки”, которая в марте 1997 года открыла свое представительство в Армении и получила лицензию на право осуществления аудита банков и предприятий. До этого, с 1995 года, компания осуществляла в Армении финансовый аудит в соответствии с международными бухгалтерскими стандартами.
Что касается семинара, то его подготовка была осуществлена усилиями экспертов KPMG Armenia совместно с командами трансфертного ценообразования KPMG в Украине и России, состоящими из более чем сотни специалистов с уникальным опытом выполнения проектов по ТЦО для компаний из стран СНГ и Европы. В самой Украине ТЦО действует уже несколько лет — с 2013 года. Создан специальный отдел, который проводит проверки, запрошены за эти годы порядка 250 историй у налогоплательщиков, и порядка 36 из них уже проверены. Часть из них, как отметил руководитель группы трансфертного ценообразования KPMG в Украине Константин Карпушин, завершилась в пользу налогоплательщиков, но есть и иные случаи, в частности, налогоплательщик уже проиграл в суде необходимость доначисления в размере 14,8 млн долларов, выявленную налоговыми органами.
В целом же среди стран СНГ законодательство по ТЦО принято почти везде, и Армения в этом плане довольно отстала. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Так что же такое трансфертное ценообразование, и почему принятие соответствующего законодательного регулирования столь важно для государства?
Если вкратце, то ТЦО — это своего рода искажение цены сделки с целью минимизации налогов. Для всего мира вопрос трансфертного ценообразования стал актуальным с момента появления транснациональных корпораций и развития международной торговли. Принцип ТЦО основан на использовании различий в налоговых режимах разных стран по взаимному согласованию партнеров. Договор выполняется таким образом, чтобы у контрагента с большим уровнем налогообложения декларировались убытки или минимальная прибыль, а у контрагента с низкими налоговыми ставками — максимальная прибыль. Фактически, контрагент страны с низкими налогами выступает “прокладкой”, на которой формируется добавленная стоимость.
Как правило, введение новых правил трансфертного ценообразования привлекает к себе много внимания и вызывает опасение заинтересованных лиц, особенно крупных компаний, которые достаточно часто используют внутригрупповые операции для перераспределения прибыли между компаниями группы. Механизм контроля трансфертного ценообразования является одним из наиболее действенных методов борьбы с уклонением от уплаты налогов во многих странах мира, поэтому принятие законодательного регулирования по трансфертному ценообразованию является объективной закономерностью.
Тот факт, что Армения в отличие от остальных стран СНГ только приступает к внедрению правил ТЦО, имеет и свои положительные моменты. По мнению партнера, руководителя по региональному развитию налоговых услуг KPMG в России и СНГ Алисы Мелконян, в этом плане в других странах уже накоплен большой опыт, и сегодня Армения может им воспользоваться, не наступая на те “грабли”, на которые уже наступали там. Так, по словам старшего менеджера группы ТЦО KPMG Володимира Чижикова, в Грузии пару лет назад приняли соответствующее законодательство, которое представляет собой свод непонятных тезисов. “В итоге, никто точно не знает, что и как надо делать. В Армении же законодательство по ТЦО полнее, понятнее и профессиональнее, чем в Грузии и в целом в СНГ”, — пояснил г-н Чижиков.
Несмотря на то, что новый закон вступает в силу в Армении с 1 января 2018 года, первые документы о трансфертном ценообразовании налоговые службы смогут затребовать только в 2019 году. В реальности, как полагает директор, руководитель департамента налогового и юридического консультирования KPMG Армения Нерсес Нерсисян, это будет серьезная нагрузка на бизнес, поскольку они должны следовать новым правилам и подготовиться к ним заблаговременно, учитывая, что по сей день подобной системы в Армении не было.
Армянским предпринимателям прежде всего предстоит серьезная подготовка документации, подразумевающая “историю”, которую пишет налогоплательщик со своим контрагентом. В этой “истории” налогоплательщик должен представить основы ценообразования, и если налоговые структуры посчитают их недостаточно обоснованными, то в отношении компании могут быть применены налоговые санкции.
При этом у нас предусмотрен минимальный порог по контролируемым сделкам: под действие ТЦО подпадают сделки со взаимосвязанными сторонами, либо сторонами, зарегистрированными в оффшорных зонах, суммарно превышающие 200 млн драмов в год. По словам г-на Нерсисяна, с точки зрения локальных сделок в Армении, нововведения, в первую очередь, затронут компании, выплачивающие роялти (в основном горнорудной сферы), компании, пользующиеся льготами по налогу на прибыль, либо зарегистрированные в свободных экономических зонах. “Правила относятся, скорее, к крупному бизнесу, чем к малому, и могут помочь в борьбе с оттоком капитала из Армении”, — уточнил эксперт KPMG. Он также добавил, что опросы во всем мире показывают — бизнесмены сталкиваются с проблемами по ТЦО преимущественно в первые 2-3 года после запуска системы.
В то же время у многих специалистов есть вопросы, ответов на которые пока нет. К примеру, насколько оптимальна граница контроля в размере 200 млн драмов, или каковы сроки проверок со стороны налоговых органов.
“Внедрение правил ТЦО — не единовременный акт, а процесс, и наша компания намерена помогать в этом как бизнесу, так и налоговым органам с тем, чтобы это внедрение протекало по лучшим мировым практикам”, — подытожил директор, руководитель департамента налогового и юридического консультирования KPMG Армения.
Статья опубликована 23 июня, 2017 15:01
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…