Нынешнее состояние армянского фехтования не располагает к призовым выступлениям наших спортсменов в официальных международных соревнованиях. В этом смысле результаты их участия в чемпионате Европы в Тбилиси можно считать закономерными. По мнению генсека республиканской федерации Арташеса Мадояна, росту спортивного мастерства отечественных фехтовальщиков, прежде всего, препятствует дефицит соревновательной практики.
— Ожидалось, что на этом чемпионате шпажистка Эмма Погосова, если и не повторит своего достижения — 8 место на молодежном первенстве мира, то хотя бы приблизится к нему. Почему же этого не произошло?
— Это обусловлено разными причинами. Во-первых, после молодежного чемпионата мира она участвовала только в одном соревновании. А этого слишком мало для полноценной подготовки к чемпионату Европы среди взрослых — участия только в учебно-тренировочном сборе явно недостаточно. К тому же Погосова лишь недавно перешла из молодежного спорта во взрослый, в котором совершенно иные реалии. Невозможно сходу добиться высоких результатов. В нашем виде спорта опыт имеет большое значение. Не случайно, что большинство фехтовальщиков значимых успехов добиваются в 27-30 лет. А важнее всего, конечно, соревновательный опыт. Без всего этого Эмма сумела одержать три победы в подгруппе, показав вполне нормальный результат. При этом не нужно забывать, что у нас чемпионат Европы даже сильнее мирового, поскольку фехтование считается европейским видом спорта. А ведь в групповом турнире наша шпажистка имела неплохую возможность одержать еще одну победу. Как бы то ни было, она прошла в 1/64 финала, в котором со счетом 6:15 уступила сопернице из Испании. Учитывая все перечисленные обстоятельства, считаю, что 45 место среди 75 участниц — вполне достойный результат для дебютанта столь сильного турнира.
— И все же, самое хорошее впечатление, наверное, произвел шпажист Эдуард Овикян, который дольше всех наших спортсменов продержался на чемпионате и провел 8 поединков. Можно ли сказать, что выход в 1/64 финала был пределом его возможностей?
— Знаете, весь предыдущий анализ можно смело отнести и к Эдику. Он, как и все наши фехтовальщики, не имел возможности пройти нормальную подготовку. Овикян проводит второй сезон во взрослом спорте, и ему тоже не хватает опыта. В подгруппе одержал две победы при четырех поражениях, вышел в 1/128 финала, где в красивом стиле победил турецкого шпажиста. А на следующем этапе с разницей в 7 очков проиграл швейцарскому спортсмену, который был объективно сильнее него. Во всяком случае, Овикян достойно боролся до конца. Но в подгруппе мы все же ожидали от него большего. А так, и 63 место среди 96 участников — тоже удовлетворительный результат.
— Вы сказали, что определяющим является опыт, которого Микаэлю Казаряну не занимать. Чего же ему не хватило для успешных выступлений? Кстати, помнится, Казарян претендовал на участие в предыдущей олимпиде.
— Вы верно помните — за его плечами действительно имеется большой соревновательный опыт. Микаэль показал скромный для себя результат, одержав в подгруппе только две победы. А в поединке за попадание в число 64 лучших проиграл люксембургскому спортсмену со счетом 13:15. Но я не могу анализировать его выступление, так как из-за занятости судейской работой не мог внимательно следить за его поединками.
— Перейдем к рапиристам, которые и близко не подошли к результатам соотечественников-шпажистов, хотя предпосылки к этому были. Что же произошло с ними?
— Я согласен, что 1 победа и 5 поражений — не самый хороший результат для спортсменов уровня Майкла Оганесяна и Паргева Степаняна. Особенно, для первого из них, который традиционно удачно выступает на групповом этапе. Но опять же все склоняется к теме подготовки. Учебно-тренировочный сбор не может быть эффективным, если в нем не участвует хотя бы 4-5 представителей каждой дисциплины. Только в этом случае можно обеспечить спортсменам необходимый объем спаррингов. Для нас решением этой проблемы могло бы стать проведение совместных сборов с командами других стран, но и это наталкивается на финансовый барьер.
— Впервые за долгие годы наша страна была представлена в соревнованиях по фехтованию на саблях. Вардан Косиков выступил вполне прилично. Интернет сразу же подсказал, что он из Санкт-Петербурга, не раз участвовал во многих всероссийских соревнованиях, в том числе в чемпионате и розыгрыше кубка страны. Как такой опытный спортсмен оказался в нашей сборной?
— Вардан имеет двойное гражданство и сам захотел выступать за Армению. На этом чемпионате одержал 3 победы и потерпел столько же поражений, заняв в итоге 34 место среди 59 участников. Примерно такой же результат он показал на состоявшемся в начале июня турнире “Московская сабля” — из серии мирового “Гран-при”. Кстати, в чемпионате Европы дебютировала и Нуне Асадурян из США. Ее вы должны помнить по участию в прошлом году в ереванском международном турнире. Отец Нуне является членом судейской коллегии международной федерации фехтования. Наши новички за свой счет едут на соревнования, так что их приглашение не стало для нас дополнительным финансовым грузом.
— Итак, вы считаете, что все проблемы отечественного фехтования вытекают из нехватки финансов?
— Да. Федерация фехтования Армении в основном функционирует на те 14 млн драмов, которые ежегодно нам выделяет государство. Но на эти средства невозможно обеспечить полноценное развитие столь недешевого вида спорта. Думаю, об этом можно будет говорить только тогда, когда наш бюджет достигнет хотя бы 50 млн драмов. Для сравнения отмечу, что ведущие фехтовальщики большинства европейских стран в ходе сезона участвуют в порядка трех десятков турниров, а наши обходятся 7-8, включая республиканские соревнования, которые, естественно, не собирают сильный состав.