Вопли Азербайджана по поводу молчания международного сообщества относительно начавшегося в Степанакерте 27 октября суда над азербайджанскими диверсантами, задержанными в начале августа в Карвачаре (Республика Арцах) достигли таки США. Однако реакция Госдепартамента взбесила азербайджанцев еще больше.
Госдепартамент США не комментирует судебный процесс над двумя гражданами Азербайджана в Нагорном Карабахе. Как заявила пресс-секретарь Госдепартамента Джен Псаки на брифинге 28 октября, насколько ей известно, внешнеполитическое ведомство США не принимает никакого участия в рассмотрении этого дела. “По частным случаям, подобным этому, мы не располагаем большим объемом информации”, — заявила она.
При этом Госдепартамент продолжает призывать стороны азербайджано-арцахского конфликта к действиям по закладке основы для мирного урегулирования карабахского конфликта. “Мы призываем стороны удвоить усилия за столом переговоров для достижения мира в регионе”, — заявила она.
Ответ Баку был традиционным — шантаж и угрозы. Азербайджанские депутаты дружно возопили о том, что, если международные организации и некоторые государства хотят, чтобы Азербайджан проявлял терпение и миролюбие, они должны предпринять практические шаги для немедленного освобождения задержанных в Карвачаре Дильгама Аскерова и Шахбаза Гулиева. Баку тщетно пытается представить диверсантов “взятыми в заложники мирными гражданами” и апеллирует к международному сообществу, требуя мировой помощи в возвращении преступников, обвиняемых не только в незаконном пересечении госграницы НКР и ношении оружия, но и в убийствах — несовершеннолетнего гражданина НКР Смбата Цаканяна и жителя Еревана Саркиса Абрамяна, а также в нанесении огнестрельных ранений жительнице села Дзорахбюр Котайкской области Армении Карине Давтян.
Судя по реакции Госдепартамента США, не возымело действия и обращение Ильхама Алиева к сопредседателям Минской группы ОБСЕ, который на встрече с посредниками в Баку “потребовал от них поднять перед Арменией вопрос о скорейшем освобождении находящихся на территории Армении граждан Азербайджана Дильгама Аскерова и Шахбаза Гулиева”. Кстати, в Степанакерте внешнего вмешательства и не ожидают. По словам пресс-секртаря президента НКР Давида Бабаяна, вряд ли какое-либо цивилизованное государство захочет оказать давление для облегчения вины людей, обвиняющихся в столь тяжких преступлениях. “Это никому не нужно. Это будет тяжелым ударом даже по имиджу государства, которое решится на подобный шаг”, — цитирует Д.Бабаяна aysor.am.
Пресс-секретарь главы НКР подчеркнул, что Республика Арцах — правовое государство и вынуждено, даже при наличии всех имеющихся против Аскерова и Гулиева доказательств, организовать открытый и прозрачный судебный процесс, соответствующий демократическому государству. В соответствии с законом Аскерову и Гулиеву предоставлены адвокаты.
Пресс-секретарь президента НКР подчеркнул, что никакого внешнего влияния на судебный процес не будет. “Никакое давление на нас не сможет возыметь того воздействия, которого ожидает азербайджанская сторона. Естественно, мы ожидаем, преступное государство предпримет все возможное для защиты своих граждан, подозреваемых в совершении преступлений. Таков закон преступников. Так они повели себя в случае с Сафаровым (азербайджанский военнослужащий, топором обезглавивший мирно спящего армянского офицера Гургена Маргаряна, имевшего несчастье вместе с этим морально-нравственным уродом обучаться на курсах НАТО в Будапеште в 2004г. Осужден венгерским судом на пожизненное заключение без права на помилование в течение 30 лет. Однако 31 августа 2012г. Сафаров был выдан Азербайджану Венгрией, помилован президентом АР Алиевым и возведен в ранг национального героя за убийство армянина — Г.М.). Однако не думаю, что каким-то образом им это удастся в данном случае. Повторяю, мы полны решимости провести судебный процесс по демократическим законам. Если они невиновны, суд докажет их невиновность”, — сказал Давид Бабаян.
Между тем, в ходе продолжающегося судебного расследования Аскеров и Гулиев обвиняют друг друга в ложных показаниях против друг друга и пытаются всю вину свалить на третьего члена азербайджанской диверсионно-разведывательной группы Гасана Гасанова, ликвидированного в ходе операции по обезвреживанию диверсантов. Кстати, во время этой операции Гасановым и был застрелен Саркис Абрамян и ранена Карине Давтян.
Так, Дильгам Аскеров заявил, что целью группы якобы было найти спрятанное где-то в Шаумянском районе золото и посетить могилы родственников. По словам Аскерова, когда они оказались уже на территории НКР, регулярно осуществляли съемки видеокамерой. Позже, по заверению Аскерова , он понял, что член группы Гасанов является сотрудником службы национальной безопасности Азербайджана. На вопрос о том, зачем они снимали на видеокамеру, Д.Аскеров пояснил, что они, якобы, хотели в дальнейшем показать эти кадры в своем будущем кафе. По дороге , по словам Аскерова, возникали некоторые разногласия между ним и Гасановым, и последний постоянно оказывал на него давление, даже ударил его, передает Artsakhpress.am.
Считая же себя соучастником убийства Смбата Цаканяна, Д.Аскеров отметил, что испытывает чувство вины за это убийство. По его словам, он находился в 500 метрах от Гасана Гасанова и Шахбаза Гулиева, с которыми и был Смбат Цаканян, а затем увидел их уже без юноши. “Вначале я увидел Ш.Гулиева, а затем Г.Гасанова, и когда спросил их , а где же юноша , они ответили, что юноша почувствовал себя плохо и ушел. Я до своего ареста не знал, что сопровождающий нас юноша убит”, — пояснил Д.Аскеров.
По его словам, они не похищали мальчика, а лишь спросили у него дорогу, а он, не зная русского языка, показал им ведущую в Карвачар дорогу, а затем Гасанов, с целью осуществить видеокамерой съемки, направился туда. Отвечая на вопрос о том, не пытается ли он перекинуть убийство Смбата Цаканяна на уже мертвого Гасанова, Аскеров сказал, что до дачи показаний во время предварительного следствия не был в курсе того, что Гасанов убит при задержании — за оказание сопротивления.
Д.Аскеров назвал ложным показание другого члена диверсионно-разведывательной группы, обвиняемого Ш.Гулиева, который на предудыщем слушании заявил, что видел Д.Аскерова с оружием, направленным на Смбата Цаканяна, а Гасанов носил на себя оружие, приведенное в нейтральное положение.