Армения рассматривает процессы европейской и евразийской интеграции как взаимодополняющие и, сопоставляя их, стремится сформировать форматы, которые будут применимы в более широком масштабе на всей евразийской территории. Об этом заявил вице-премьер, министр международной экономической интеграции и реформ РА Ваче Габриелян, выступая на панельной сессии “Европейская и евразийская интеграция: вопросы сопряжения”, состоявшейся на днях в рамках Петербургского экономического форума.
“Армения, как таковая, не претендует на звание моста между ЕС и ЕАЭС. Для этого нужны экономические возможности, наличие эффекта масштаба и многое другое. Вместе с тем, наш опыт показывает, что сотрудничество ЕС и ЕАЭС имеет перспективу”, — пояснил он.
О том, что Армения не противопоставляет членство в Евразийском экономическом союзе диалогу с Европейским союзом, говорилось у нас достаточно много, причем на самом высоком уровне. Еще на начальном этапе вступления нашей страны в ЕАЭС глава государства Серж Саргсян заявил, что диалог Армении с ЕС продолжается и будет продолжаться. “У нас есть множество совпадающих интересов, у нас общее наследие, на основе которого мы продолжаем процесс демократических преобразований в стране”, — отметил в то время Президент.
Казалось бы, довольно сложно совмещать европейский и евразийский векторы, тем более, когда отношения Евросоюза и России — страны, на которую приходится 87% ВВП и 75% населения ЕАЭС, — находятся в кризисном состоянии, а их экономическое сотрудничество сворачивается при обмене санкциями. Но зачастую основы нового закладываются именно в кризисное время. Вряд ли кто-то мог подумать в 1944-45гг. о том, что буквально лет через десять европейское сообщество начнет обретать осязаемые формы, хотя основы европейской интеграции закладывались как раз-таки в эти годы.
Пока, конечно же, рано говорить о реализации в обозримом будущем соглашения об экономической интеграции между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом. Но несмотря на отсутствие институционального взаимодействия между Европейской и Евразийской экономической комиссиями, европейский бизнес хочет расширять сотрудничество с партнерами в странах ЕАЭС. По крайней мере, к такому выводу пришли участники панельной сессии петербургского форума.
Так, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян поделился результатами интерактивного голосования, проводившегося на этой площадке в 2016 и 2017гг. По итогам прошлогоднего голосования число тех, кто видел Европейский союз в качестве самого желаемого партнера ЕАЭС, составило лишь 26% от числа проголосовавших, в то время, как в этом году почти половина участников сессии (41%) проголосовала за развитие диалога с ЕС. При этом 70% проголосовавших уверены, что европейский бизнес готов к сотрудничеству с евразийским.
Наряду с этим г-н Саркисян рассказал и о своем опыте взаимодействия с европейским бизнесом. По его словам, настрой участников мероприятий, организованных в этом году двумя крупнейшими бизнес-ассоциациями Германии, свидетельствует о том, что сотрудничество между Европой и Евразией отвечает интересам бизнеса, а доверие к Евразийской комиссии достаточно высоко.
В этом смысле актуальной темой на сегодня является поиск форматов и инструментов, позволяющих поддерживать и развивать конструктивный диалог между ЕС и ЕАЭС. В самой Европе многие эксперты также указывают на то, что экономическое сотрудничество Евросоюза с Евразийским экономическим союзом может быть более выгодно для ЕС, нежели трансатлантический союз с США. Ведь, если Евросоюз будет продолжать экономическое давление на Россию и вводить новые экономические санкции, то страны-члены ЕАЭС будут развивать экономические контакты с другими государствами, к примеру, с Индией, Ираном, Китаем и т.д. Прошлый год, кстати, ознаменовался довольно значимым событием, способным сыграть существенную роль в развитии ЕАЭС, — старте переговоров с Китаем по вопросу подписания торгово-экономического соглашения.
“Этот трек можно считать важнейшим в торговой и экономической повестке Союза и ключевым элементом сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. Нам нужна безбарьерная среда, доступ на рынки и взаимоприемлемые стандарты и нормы как с Китаем, так и с Европой”, — перечислил необходимые условия развития ЕАЭС председатель Коллегии ЕЭК.
Сотрудничество налаживается не только с Китаем, но и с Индией. Буквально в первых числах июня, в рамках международного экономического форума в Петербурге, ЕАЭС и Индия подписали заявление о начале переговоров по заключению соглашения о зоне свободной торговли. По оценкам экспертов, суммарный прирост ВВП стран ЕАЭС от заключения соглашения о зоне свободной торговли с Индией в долгосрочной перспективе может достичь 2,7 млрд долларов, а в краткосрочной — до 1,5 млрд.
Страны ЕАЭС начали поворачиваться на Восток, поскольку сложно договариваться с европейской бюрократией, прокомментировал ситуацию декан факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” Сергей Караганов. По его словам, бизнес-ассоциации должны выработать повестку дня, которую следует предъявить Европейской и Евразийской комиссиям, потому что для налаживания диалога важно именно движение снизу.
Своим видением возможных вариантов налаживания отношений между ЕС и ЕАЭС поделился и президент Делового совета ЕАЭС Виктор Христенко, подчеркнув, что мир коренным образом изменился, а его будущее формируют четыре важнейшие инфраструктуры: транспортная, информационная, энергетическая и финансовая.
“Они определяют облик хозяйства, — сказал глава Делового совета ЕАЭС. — А “цифра” меняет в принципе все. В этой ситуации существует один путь выстраивания процессов как внутри интеграций, так и между ними: унификация и цифровизация этих четырех инфраструктур”.
Для формирующегося Евразийского экономического союза тесное экономическое сотрудничество с ЕС также представляет принципиальную важность, поскольку ЕС является крупнейшим торговым партнером для всех стран ЕЭАС. Достаточно сказать, что более половины товарооборота Российской Федерации приходится на ЕС. В свою очередь Россия является третьим по значимости торговым партнером Евросоюза, который мог бы сыграть ключевую роль и в решении проблем модернизации стран ЕАЭС.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что в настоящее время свободная торговля невыгодна странам ЕАЭС в силу низкой конкурентоспособности евразийских производителей и высокого уровня закрытости рынков ЕС за счет технологических стандартов (нежели за счет импортных пошлин). Однако модернизационные усилия внутри ЕАЭС, прогнозы повышения эффективности использования первичных ресурсов и роста обрабатывающих производств — все это, полагают специалисты, позволит в перспективе вывести экономики стран ЕАЭС на более высокий уровень конкурентоспособности.
Статья опубликована 9 июня, 2017 13:03
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…