Вот уже несколько дней армянская общественность бурно обсуждает решение руководства Армии обороны Арцаха прекратить публикацию ежедневных сообщений об оперативной обстановке на линии соприкосновения “при отсутствии значительных изменений ситуации”. Информация на сайте Министерства обороны Арцаха будет выкладываться еженедельно и в случае чрезвычайных инцидентов.
Реакция на это решение в общественности разная. Одни сетуют на то, что именно ради получения информации с фронта люди с утра пораньше вслушиваются в радионовости. Особенно родители юношей, проходящих воинскую службу на границе, на передовой. Другие ссылаются на необходимость предоставления международному сообществу объективной информации о ситуации, тем паче в условиях перманентных лживых сообщений азербайджанской пропагандистской машины. Третьи считают такое решение правильным, исходя из соображений чисто военного характера. Так или иначе, а с 25 мая ежедневных сводок на сайте МО Арцаха нет.
Выступивший в понедельник перед журналистами с разъяснениями начальник Главного штаба Вооруженных сил Армении Мовсес Акопян отметил, что сообщения Армии обороны Арцаха о ночной активности со стороны противника содержат элементы секретности и могут быть использованы в военных целях. Ведь в этих сводках сообщается о количестве выстрелов, видах примененного оружия. Противник же посредством этих сообщений оценивает точность стрельбы снайперов, артиллерии и т.д.
Что касается информации о здоровье и состоянии военнослужащих, то сообщения будут предоставляться в случае, не приведи Господь, ранения или гибели. При этом место инцидента указываться не будет, сказал М.Акопян, отметив, что это решение является его инициативой.
По его словам, сообщения подобного рода, помимо прочего, влияют на уровень инвестиционной привлекательности. Любой потенциальный инвестор является также разведчиком, который исследует ситуацию. Военная ситуация в стране, как может показаться инвестору, может привести к отказу от инвестиций.
Начальник Главного штаба РА сообщил, что на границах Армении и Арцаха с Азербайджаном присутствует определенная напряженность, хотя в целом ситуация остается стабильной. Озабоченности у военного руководства Арцаха и Армении это не вызывает. “Вооруженные силы уверенно контролируют ситуацию на линии соприкосновения”, — сказал Мовсес Акопян. Он подчеркнул, что линия соприкосновения в Арцахе полностью обеспечена средствами видеонаблюдения, а армяно-азербайджанская граница — частично.
Что касается международного сообщества, то сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию азербайджано-арцахского конфликта прекрасно осведомлены о том, что в действительности происходит в зоне конфликта, что Арцаху и Армении новая война ни к чему, а Азербайджан грезит новой военной агрессией и старается поддерживать противостояние в “горячем” состоянии и что именно Азербайджан торпедирует усилия посредников по внедрению механизмов расследования инцидентов. Даже в таком простом, казалось бы, вопросе, как увеличение числа наблюдателей ОБСЕ в зоне конфликта.
Российский сопредседатель МГ Игорь Попов на днях сообщил азербайджанским журналистам о достигнутой договоренности об увеличении численного состава международных наблюдателей на семь человек. “У нас вызвали озабоченность серьезные нарушения режима прекращения огня. Основная задача этого заявления — призвать стороны принять все необходимые меры для предотвращения эскалации в зоне конфликта и создать условия для продвижения переговорного процесса. В аналогичном ключе по этому поводу высказалась и официальный представитель МИД России”, — сказал Попов.
“Основа для переговоров хорошо известна и изложена в заявлениях президентов стран-сопредседателей. Напомню, что речь идет об основных принципах Устава ООН и Заключительного акта Хельсинкского совещания, в особенности касающихся неприменения силы, территориальной целостности, равноправия и самоопределения народов, а также положениях, связанных с определением статуса Нагорного Карабаха, возвращением территорий, беженцев, коридором между Нагорным Карабахом и Арменией, миротворческой операцией. Не отвергая в целом эту основу, стороны по-разному видят последовательность воплощения в жизнь ее составляющих. Посредники предлагают варианты, которые призваны помочь сторонам найти сбалансированное решение”, — отметил российский дипломат.
По его словам, с увеличением численного состава международных наблюдателей на семь человек “согласны обе стороны”. Однако, отметил Попов, сохраняются разногласия по деталям, включая места размещения наблюдателей, порядок финансирования их деятельности и некоторые другие технические вопросы. Их согласованием занимается сейчас действующее австрийское председательство ОБСЕ вместе с соответствующими структурами Секретариата Организации, а также представителями сторон”.
Пресс-секретарь президента Арцаха Давид Бабаян, комментируя заявление российского сопредседателя, отметил, что исключение нарушений перемирия и наказание виновных в нарушении сторон предлагалось официальным Степанакертом еще 10 лет назад. В последние несколько лет было как минимум несколько предложений, которые были приняты сопредседателями, но Азербайджан торпедировал их реализацию. Это и отвод с передовой линии снайперов, и прекращение огня в дни национальных, религиозных, международных праздников.
Что касается расширения офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ, то и об этом тоже говорилось давно. “Договоренность была достигнута в 2016 году в Вене и Санкт-Петербурге. При такой численности наблюдателей можно будет обеспечить оперативный контроль ситуации, выявлять нарушения и давать оценки. Но Баку методично торпедировал это решение. А главной причиной отказа были места дислокации. Официальный Баку не желает, чтобы наблюдатели размещались в Арцахе, в приграничных районах Армении и Азербайджана, потому что нарушителями режима перемирия являются они. Это зафиксировано и в последнем жестком и адресном заявлении сопредседателей, в котором отмечается, что Азербайджан поразил армянскую технику. Если наблюдатели будут дислоцированы в приграничной зоне, то они смогут непосредственно фиксировать нарушения. А Баку хочет, чтобы наблюдатели были размещены, скажем, в Баку. Но в этом случае не будет иметь значения, сколько их — они не смогут фиксировать ситуацию. И для упразднения этого препятствия понадобится еще много времени”, — сказал Бабаян lragir.am.
Вероятно, этот вопрос будет в числе основных в ходе планируемого в июне визита сопредседателей МГ ОБСЕ в регион конфликта.