Стабилизация сырьевых цен и, как следствие, стабилизация национальных валют в большинстве стран Евразийского банка развития (ЕАБР) в первом квартале 2017 года создают благоприятную основу для восстановления взаимного товарооборота региона ЕАБР. Об этом говорится в ежеквартальном макроэкономическом обзоре, подготовленном Группой главного экономиста ЕАБР.
“В настоящем обзоре наш специальный доклад посвящен исследованию макроэкономических взаимосвязей между странами ЕАБР и каналов трансмиссии экономического роста, прежде всего в области внешнеторгового взаимодействия, а также потоков денежных переводов. Наше исследование свидетельствует о значительной роли данных факторов в усилении экономической активности в странах региона, однако мы также отмечаем сохранение высокого уровня уязвимости экономик региона к внешним шокам и прежде всего к перепадам цен на энергоносители, — пояснил главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик. — Наряду с ростом торгового товарооборота и денежных переводов дополнительными импульсами для восстановления экономического взаимодействия между странами региона в этом году стали подписание Таможенного кодекса странами ЕАЭС, достижение договоренности об устранении препятствий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на внутреннем рынке ЕАЭС (“Белая книга”), вступление в силу в мае 2017 года документов Совета и Коллегии ЕЭК, направленных на создание единого евразийского рынка лекарственных средств, достижение соглашения между Россией и Республикой Беларусь о ценах на энергоносители и т.д”, — перечислил эксперт.
О том, что все государства-участники ЕАБР продемонстрировали в первом квартале 2017 года рост взаимного товарооборота, по отношению к аналогичному периоду 2016 года, свидетельствуют данные национальных статистических ведомств. При этом самые высокие результаты были зафиксированы у Казахстана с показателем в 41%, России — 33,7% и Беларуси — 30,2%.
Как считают авторы макрообзора, значительные темпы роста товарооборота Республики Беларусь со странами ЕАБР могут получить дополнительный импульс после достижения российско-белорусского соглашения относительно цен на энергоносители и поставок энергоносителей. Также авторы исследования отмечают, что улучшение ситуации во взаимосвязях стран региона наблюдалось в области денежных переводов мигрантов. Лидером стал Кыргызстан, где по итогам первого квартала 2017 года денежные переводы превысили 54%, по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Обратная картина наблюдалась в Таджикистане, где денежные переводы мигрантов в четвертом квартале 2016 года сократились на 39%, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Что касается Армении, то показатель роста составил 14%, причем, по мнению экспертов ЕАБР, резкий рост денежных переводов из России с начала 2017 года начал способствовать восстановлению внутреннего спроса.
“Начиная с 2017 года, настоящий прорыв произошел в динамике денежных переводов физических лиц из России. По данным Центрального банка Армении, денежные переводы в первом квартале текущего года выросли на 20%, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, что существенно снизило давление на текущий счет платежного баланса, а также улучшило динамику экономической активности в части увеличения потребительских расходов. На фоне дальнейшего восстановления экономики России ожидается сохранение положительной динамики денежных переводов в Армению”, — полагают аналитики.
Постепенное восстановление внешнего и внутреннего спроса, а также мировых цен на основные товары армянского экспорта оказало стимулирующее воздействие в первом квартале на динамику производства промышленной продукции (прирост на 16,1% к первому кварталу 2016г.), объема торговли и оборота услуг (прирост на 11,3% и 10%, соответственно). Отрицательная динамика продолжает наблюдаться в строительстве и сельском хозяйстве, где падение составило 13,6% и 1,5%, в сравнении с первым кварталом 2016 года.
Высокие темпы роста продемонстрировали показатели экспорта Армении: прирост за первый квартал этого года составил 16,5%, по отношению к аналогичному прошлогоднему периоду. Кстати, ключевым направлением, формирующим рост экспортных поставок из Армении, по-прежнему остается Россия, рост экспорта в которую составил 53%. При этом высокий рост денежных переводов в первом квартале 2017 года, способствующий более активному восстановлению потребительского спроса, привел также к росту импорта (17,9% к первому кварталу 2016г.) и высокому росту розничного товарооборота (5,1%).
Постепенное улучшение внешних условий и проводимая у нас в стране с 2016 года стимулирующая политика привела в итоге к ускорению в первом квартале 2017 года экономической активности с приростом в 6,6% к соответствующему кварталу предыдущего года. На протяжении 2016 и начала 2017 года денежно-кредитная политика в Армении сопровождалась существенным снижением ставки рефинансирования, которая была снижена семь раз — с 8,75% на начало 2016 года до 6% в феврале 2017 года. Смягчение политики происходило в целях снижения дефляционного навеса и поддержания экономической активности. Однако, как указывают авторы доклада, эффективность проводимой денежно-кредитной политики ограничена сохраняющимся высоким уровнем долларизации экономики. При расчете по удельному весу депозитов резидентов в иностранной валюте в общем объеме депозитов резидентов уровень долларизации на конец первого квартала 2017 года составил 59,4%, а годом ранее тот же показатель колебался в пределах 63,7%.
“Прогноз экономического роста в 2017-2019гг. существенно не изменился. Постепенное восстановление потребительского спроса на фоне устойчивого роста экспорта приведет к увеличению экономического роста в Армении, по итогам 2017 года, до 2,9%. Существенный вклад в восстановление экономической активности ожидается со стороны денежных переводов, положительная динамика которых, по нашим оценкам, сохранится на протяжении всего прогнозного периода. Дальнейшая реализация правительственных программ и структурные изменения в экономике будут способствовать увеличению потенциального ВВП и ускорению экономического роста до 3,6% в 2019 году”, — спрогнозировали эксперты ЕАБР.
В целом же резервом для ускорения экономического роста в большинстве стран ЕАБР в этом году остается дальнейшее смягчение денежно-кредитной политики, учитывая существенное замедление инфляции, которая в России достигла рекордно низких уровней. Комментируя сложившуюся на сегодня ситуацию, главный экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик поясняет, что, помимо эффекта снижения процентных ставок, инвестиционный рост в странах ЕАБР может быть поддержан и притоком прямых зарубежных инвестиций, учитывая относительно низкую базу предыдущих нескольких лет, а также некоторое улучшение внешнего фона. В то же время возможности для использования бюджетного стимула остаются ограниченными в условиях недостаточной адаптации бюджетов стран ЕАБР к условиям более низких и волатильных цен на сырьевые товары.
“Ключевым риском для периода до конца 2017 года является возвращение волатильности на сырьевых рынках после периода укрепления курсов валют ряда стран ЕАБР. События начала мая на финансовых рынках Российской Федерации и Республики Казахстан показали, что после существенного укрепления в предыдущие месяцы национальные валюты стали более чувствительны к возросшей волатильности в ценах на нефть. К фактору волатильности в ценах на нефть на фоне переоцененности ряда валют развивающихся рынков может прибавиться и эффект от повышения ставок ФРС, что способно оказать дополнительное давление на валюты развивающихся стран. Мы ожидаем, что в условиях увеличения внешних рисков для удержания динамики инфляции в рамках заданных ориентиров Центральный банк РФ может ужесточить свою риторику и замедлить темпы снижения ключевой ставки в ближайшие месяцы”, — резюмировал главный экономист ЕАБР.