На состоявшемся недавно саммите в Албании глава Антидопинговой службы и республиканского центра спортивной медицины Армении Арег Оганесян сложил полномочия председателя восточноевропейской региональной антидопинговой организации. Для многих такой шаг оказался неожиданным, а потому вопрос о мотивах, как говорится, напрашивается в первую очередь.
— Почему вы решили уйти с поста, на котором, судя по отзывам, развернули довольно успешную и эффективную работу?
— Просто посчитал, что правильнее будет использовать накопленные за годы опыт и знания на благо родной страны. Тем более, что давно собирался реализовать в Армении программу, направленную на повышение антидопинговой информированности наших спортсменов. Эту программу планируем реализовать при поддержке ЮНЕСКО.
— А какие еще вопросы обсуждались на этой ассамблее?
— Обсуждались прерогативные направления работ, намеченных в 2017-18 годах. Это касается получения проб крови спортсменов, организации антидопинговых работ и привлечения целевой поддержки на их реализацию, а также вопросов юридического статуса антидопинговых организаций стран-членов регионального союза. Последний аспект особенно важен, поскольку, к примеру, Македония и Черногория затрудняются пользоваться грантами ЮНЕСКО. Мы попытались понять, каким образом региональная организация может быть полезна им в этом вопросе. А еще были внесены изменения в устав организации, обусловленные тем, что Азербайджан из-за допинговых санкций приостановил членство в ней. Они хотят работать отдельно, но больше не могут претендовать на получение грантов.
— Какие из перечисленных вами вопросов касаются и Армении?
— По большому счету никакие, так как юридический статус нашего национального агентства, пожалуй, лучший по сравнению с остальными странами региона. Что касается забора проб крови, то процесс планируем запустить в октябре-ноябре этого года. Мы практически решили все вопросы, связанные с отправлением проб в соответствующие лаборатории и проведением анализа. Могу сказать, что Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) полностью удовлетворено объёмом проверок, проводимых при финансировании правительства Армении. Кроме того, в нашей стране действует независимая дисциплинарная комиссия, которую многие страны еще не могут создать. Наша единственная проблема — увеличение бюджета, по вопросу которого намерены в следующем году обратиться в правительство. Дело в том, что допинг-контроль, особенно, лабораторная экспертиза, значительно подорожала.
— Лаборатории подняли цены на свои услуги?
— Нет. Просто, ВАДА настаивает, чтобы впредь лаборатории проводили проверки большего числа показателей, и требует, чтобы национальные антидопинговые организации обеспечили реализацию этих требований.
— Сильно ли отразится изменение финансового составляющего допинговых анализов на бюджете вашего агентства?
— При нынешних финансовых возможностях мы просто несколько сократим объём анализа мочи, но увеличим количество проверок крови. Наша организация и с нынешним потенциалом соответствует требованиям ВАДА, так как в Армении достаточно мало спортсменов высокого класса, претендующих на награды крупных международных соревнований. От нас требуется не расширение круга проверяемых спортсменов, а увеличение спектра проверок. К примеру, требуется на основе анализа крови определить гормон роста или составить гематологический паспорт спортсмена. При этом, у нас есть только один спортсмен, для которого это необходимо — лыжник Сергей Микаелян. А вообще, наиболее жесткий контроль ВАДА устанавливает, в первую очередь, над странами, в которых часто проводятся крупнейшие международные соревнования и чьи спортсмены, как я уже отметил, задают тон в мировом спорте. А к маленьким странам большие требования не выдвигаются.
— Если не ошибаюсь, ВАДА собирается сократить финансирование национальных антидопинговых организаций. Как скажется это обстоятельство на вашей работе?
— Посмотрите, ежегодно ВАДА выделяет нам средства на анализ около 20 допинг-проб. Однако пересмотр условий контроля стал дополнительным грузом и для бюджета столь влиятельной международной организации. ВАДА, оценив свои финансовые возможности, предложило всем странам временно ограничить количество проверок восемью пробами. Международное агентство надеется преодолеть этот кризис путем увеличения суммы членских взносов. Благо, к тому времени, когда ВАДА приняло такое решение, мы уже успели провести 12 анализов и не попали под лимит. Остальные проведем на наши средства. В частности, накануне чемпионата мира организуем проверку штангистов.