Перед чемпионатом Европы в румынском Клуже наставник сборной Армении по спортивной гимнастике Акоб Серобян в интервью нашей газете заявил, что на предстоящем первенстве наибольшие шансы на медаль его подопечные имеют в упражнении на кольцах. Он также признался, что перелом запястья не позволил действующему чемпиону континента в упражнении на коне Арутюну Мердиняну должным образом подготовиться к одному из главных стартов сезона. Однако именно 32-летний ереванец внес в копилку нашей команды единственную награду континентальной чеканки. Именно с напоминания о несбывшемся прогнозе мы и начали нашу постсоревновательную беседу с главным тренером национальной команды.
— Ваш предстартовый пессимистичный настрой относительно нынешних турнирных перспектив Мердиняна был тактической хитростью или вам удалось найти способ компенсировать недостаток подготовки нашего гимнаста?
— Конечно, это не было тактической уловкой, и волшебной палочки у меня нет. А вот Арутюн, видимо, располагает ею, но скрывает от всех. А если серьезно, то его столь неожиданное преображение стало откровением для всех нас. Мы, честно, не ожидали от него такого выступления. Значит, мастерство действительно не меркнет. Наши прогнозы исходили из объективного анализа ситуации, подсказывающего, что на этом чемпионате мы можем претендовать на одну медаль и то — в упражнении на кольцах. Это вполне удовлетворило бы нас. Мы не недооценивали остальных наших спортсменов, а просто видели, что только в этой дисциплине можем конкурировать за медаль. Естественно, помнили о проблемах Мердиняна и о том, что второй прыжок Артура Давтяна по сложности на 0,8 балла уступает программам фаворитов упражнения “опорный прыжок”.
Квалификационный этап подтвердил наши прогнозы — из наших спортсменов с лучшими результатами в финал пробились Артур Товмасян и Ваагн Давтян, занявшие, соответственно, 2 и 4 места в упражнении на кольцах. А выступление Мердиняна я бы охарактеризовал так: в первый день выполнил упражнение хорошо, а в финале — еще лучше. Кстати, лучше, чем даже в прошлом году, когда стал чемпионом Европы.
— В этом году его программа была менее сложной?
— Да, но это было продиктовано исключительно изменением правил в гимнастике, из-за чего он больше не может выполнять прежнее упражнение. В любом случае, Арутюн достоин только похвалы. В финале он выступил просто блестяще. При том, что его запястье срослось косо. Откровенно говоря, перед стартом меня больше всего беспокоило его психологическое состояние. Не каждый спортсмен, тем более познавший славу побед, может справиться с такой трудной и неоднозначной ситуацией. Тут и до нервного срыва недалеко. Но Арутюн молодец — справился и разрулил ситуацию по-мужски. Теперь, когда все переживания позади, начнем работать над более сложной программой с тем, чтобы предстать на чемпионате мира в новом “облике”.
— И это будет программа финала или квалификации?
— Сейчас трудно сказать. Эти вопросы обычно конкретизируются в ходе соревнований в зависимости от разных факторов. Это уже тактика борьбы. К примеру, на чемпионате Европы Ваагн Давтян в квалификационном этапе, выполнив сложную программу, получил низкую оценку. А в финале мы на 0,2 балла упростили его программу, и его очки сразу возросли. Правда, их хватило только на 4 место, но он был близок к завоеванию медали. То есть важна не столько сложность упражнения, сколько итоговая оценка. А правильный выбор элементов зависит уже от квалификации тренера.
— Но разве упражнение Артура Давтяна в квалификации опорных прыжков не было более сложным, чем в финале?
— Отнюдь. В обоих этапах он выполнил одни и те же прыжки. Просто в финале он выступил получше и, возможно, потому возникло впечатление, что прыжок был легким. В квалификации он смазал концовку, выйдя за линию секции и лишившись 0,1 балла, а в финале избежал ошибок. Анализ его выступлений показывает, что наиболее безукоризненными они были в многоборье и финале. Артур продемонстрировал максимум того, на что был способен на этом этапе подготовки. В многоборье даже лидировал после трех первых упражнений, чем заставил понервничать главных фаворитов. Но удержать позиции было нереально, поскольку на трех остальных снарядах он пока не претендует на высокие места. А хуже всего выступил на брусьях. Мы намерены постепенно усложнить его упражнение и в этих дисциплинах, но в наших условиях шлифовка новых элементов чревата травмами. Не имея страховочной ямки, я не могу рисковать здоровьем своих гимнастов.
— Тогда как же будете готовиться к чемпионату мира?
— До этого у нас намечено участие в Универсиаде. Посмотрим, как получится. В любом случае, выездные сборы не станут решением проблемы, так как за 10-14 дней невозможно освоить сложные элементы — на это требуются месяцы кропотливых тренировок. А у нас нет средств на длительные зарубежные сборы. Зато есть некоторые идеи, которые должны помочь нам смягчить ситуацию. Если не к этому, то к следующему чемпионату мира обязательно подготовим сложный прыжок, который может обеспечить медаль на любом соревновании.
— Самым большим разочарованием, пожалуй, стало невнятное выступление Товмасяна в финале упражнений на кольцах. Что произошло с нашим спортсменом, реально претендовавшим на медаль?
— Мы тоже были в недоумении. Я просто не верил своим глазам, не понимая, как можно столь нелепо упустить медаль. Думаю, он просто не настроился на решающее выступление и, поспешив поскорее завершить упражнение, допустил грубую ошибку в самой последней его стадии. А гимнастика не прощает поспешности. В любом случае, я в целом доволен итогами континентального первенства. Хотя в прошлом году мы завоевали три медали, но зато теперь в финал прошли все наши участники. К тому же, Артур Давтян занял 6 место в многоборье. При том, что в вольных упражнениях судьи поставили ему непонятные оценки.
— На чемпионат мира поедет этот же квартет?
— Нет, у нас будет три участника. Товмасян в мировом первенстве не будет участвовать. Я заранее заявил, что в упражнении на кольцах будет заявлен тот спортсмен, который займет высокое место на чемпионате Европы. Мы, конечно, можем взять на мировой чемпионат четырех гимнастов, но это будет дополнительной нагрузкой на наш бюджет, поскольку соревнование пройдет в Канаде. К тому же, в этом случае мы должны взять на чемпионат еще одного арбитра. А с тремя спортсменами мы сэкономим около 7 тысяч долларов, которые потратим на проведение дополнительного сбора с привлечением также молодых гимнастов. Им предстоит готовиться к молодежному чемпионату Европы следующего года, в котором будут разыгрываться путевки на Всемирнюю юношескую олимпиаду.
— Можно ли сказать, что решающим при подготовке к олимпиаде 2020 года будет следующий сезон?
— Да. Этот год для нас является экспериментальным. А уже в следующем прояснятся контуры олимпийских программ.