К концу текущего года в Армении будет создано порядка 7,5 тыс. новых рабочих мест, а объем инвестиций составит около 460 млн долларов. Эти цифры недавно озвучил министр экономического развития и инвестиций Сурен Караян, представляя отчет министерства, пояснив при этом, что с января 2017 года в стране уже создано свыше 1800 рабочих мест.
“В начале этого года утвержденных министерством инвестиционных программ было 53, а сейчас их количество увеличилось до 62. Только по ним инвесторы хотят создать около 7,5 тыс. рабочих мест, инвестировав около 460 млн долларов. На сегодня из этих средств вложено примерно 65 млн долларов. Параллельно мы уточняем с инвесторами их планы на 2018-2019гг.”, — представил ситуацию министр экономразвития, добавив, что из инвестпрограмм, полученных из областей Армении, одобрены 11 проектов, из которых четыре уже получили финансирование.
Местное бизнес-сообщество, судя по наметившимся тенденциям, начало проявлять заметную активность как в плане расширения собственного производства, так и инвестирования в новые проекты. Но самым главным положительным моментом во всем этом является то, что государство, по сути, взяло на себя инициирующую роль, о необходимости которой бизнес ранее говорил неоднократно. И процесс этот продолжается, поскольку в последнее время правительством был принят ряд решений, которые могут оказать весьма существенное влияние на улучшение бизнес-климата в Армении и создание более благоприятных условий как для уже действующих компаний, так и с точки зрения привлечения иностранных инвестиций в страну.
Начнем с того, что в середине апреля этого года правительство на своем очередном заседании одобрило внесение изменений в закон “О лицензировании”, согласно которому предлагается снять требование по лицензированию сразу нескольких видов деятельности. Прежде всего, как отметил в ходе заседания министр экономразвития, изменения затронут вопросы организации торговли некоторыми видами алмазов. В частности, требование к лицензированию деятельности, связанной с импортом, экспортом, транспортировкой некоторых видов алмазов будет заменено на требование по уведомлению о такой деятельности.
По мнению экспертов, в Армении постепенно начинает возрождаться алмазообрабатывающая отрасль, где, начиная с кризисного 2008 года, фиксировалось стабильное падение показателей. Однако в последние годы ситуация несколько изменилась, о чем свидетельствуют данные официальной статистики. Так, в 2016 году Армения увеличила экспорт бриллиантов на 77,9% против спада на 40,3% в 2015г. и 21% — в 2014г. Положительный тренд был зафиксирован и по импорту продукции гранильной промышленности, где в количественном выражении объемы поставок возросли на 72,6% (против спада на 30% в 2015г. и 15% — в 2014г.).
Помимо алмазной отрасли, нововведения, по словам г-на Караяна, затронут также компании, осуществляющие деятельность в таможенной сфере: хранение товаров в таможенной зоне, реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли, таможенные перевозки и организация таможенных складов. Кроме того, поправками предлагается переориентировать лицензирование, предоставляемое правительством Армении, на ответственные структуры, которые на данный момент ведут только подготовку лицензий.
“Предложенные поправки позволят не только упростить все процедуры, но и сократить финансовые и административные расходы предпринимателей”, — пояснил суть новых законопроектов министр экономического развития и инвестиций.
Но и это не все. В последних числах марта этого года правительством были приняты сразу несколько решений в сфере налоговых и таможенных реформ, которые, как отметил в беседе с нами председатель Союза промышленников и предпринимателей Армении (СППА) Арсен Казарян, можно назвать революционными как в плане улучшения бизнес среды в стране, так и повышения инвестиционной привлекательности Армении и ее рейтинга на международной арене.
“Местное бизнес-сообщество этих решений ждало очень долго, да и для иностранных инвесторов это было одним из ключевых факторов при принятии решений относительно вложений в экономику Армении. Речь, прежде всего, идет о новом законопроекте, в соответствии с которым с начала 2018 года правительство намерено освободить выплачивающих НДС хозяйствующих субъектов от выплат налога на добавленную стоимость при импорте всех видов машин, оборудования и сырьевой продукции”, — рассказал г-н Казарян.
В реалиях ситуация выглядела следующим образом. Предположим, кто-то решил построить в Армении винодельческое предприятие. Однако при ввозе оборудования, машин и сырья инвестору приходилось платить НДС на границе даже при условии, что деятельность его еще не начата. Это приводило к искусственному удорожанию самого проекта. Да, правительство в свое время внедрило инструмент по продлению на три года сроков возврата НДС, но по истечении этого времени приходилось все равно платить.
Понятно, что такой расклад не мог не оказать воздействия на объемы привлекаемых инвестиций в производство. Более того, это влияло и на техническое переоснащение действующих в Армении предприятий, потому что многие бизнесмены не имели возможности выплачивать дополнительные суммы НДС на границе от стоимости ввозимого оборудования. А обеспечить рост без переоснащения производства и внедрения современных технологий, практически, невозможно.
Еще одно изменение, нацеленное на эффективное использование финансовых ресурсов бизнес-сообществом, состоит в том, что хозсубъекты получат возможность для возврата излишков сумм НДС, начисленных с оборота, или взаимозачета другими налоговыми обязательствами (налог на прибыль, подоходный налог и др.). В соответствии же с действующим законодательством эти средства могут быть зачтены только в счет сумм НДС для следующего отчетного периода выплат, более того, возврату излишки средств не подлежат, если, конечно, речь не идет о сделках с нулевой ставкой НДС.
“У многих предпринимателей возникал вопрос: если у него имеются излишки налоговых выплат, то почему эти средства учитываются только по линии НДС? К примеру, импортер ввез товар и заплатил на границе несколько миллионов драмов по НДС. До тех пор, пока он не реализует товар (а это может продлиться и год-два), сумма перечислений НДС не будет заново пересчитана, и деньги предпринимателя, по сути, будут заморожены. Подобное ограничение, с одной стороны, реально снижает эффективность использования оборотных средств хозсубъектами и заодно негативно сказывается на рейтинговых показателях Армении с точки зрения оценки уровня благоприятности деловой среды”, — констатировал наш собеседник.
Наряду с этим, правительством был также утвержден механизм перечислений на единый счет компенсаций по линии НДС при осуществлении сделок с нулевой ставкой на налог на добавленную стоимость, в случае, если размер заявки не превышает 20 млн драмов. Нововведения, в частности, предполагают сокращение сроков возврата НДС экспортерам до 4 дней, вместо установленных сейчас 90 дней. Но главное, что после вступления в силу нового механизма заявки до 20 млн драмов не будут предварительно рассматриваться и проверяться со стороны налоговых органов на предмет расчета сумм НДС. Новое правовое регулирование в этом направлении, по мнению инициаторов законопроекта, способно оказать существенное воздействие на стимулирование экспорта, поскольку затронет подавляющую часть армянских экспортеров, позволив им работать более гибко.
“В целом же все принятые правительством изменения в налоговом и таможенном законодательстве приведут к существенному улучшению позиций Армении в ежегодном докладе Всемирного банка Doing Bussines — спрогнозировал г-н Казарян.