Вряд ли кто-то сомневался в том, что стремящемуся к абсолютной власти в Турции Реджепу Эрдогану удастся провести на референдуме необходимый ему пакет конституционных изменений.
Прежде всего, в этом был уверен сам Эрдоган, не один год усердно очищавший политическое и общественное поле от всевозможных оппонентов. Уволены и арестованы сотни тысяч военных, госслужащих, преподавателей, судей, журналистов, депутатов — из числа прокурдской Демократической партии народов, закрыто множество критически настроенных СМИ, сотни турецких военных и дипломатов вынуждены искать политического убежища за рубежом. В надежде сплотить турецкую общественность вокруг собственной персоны “спасителя” Эрдоган формировал в общественности чувство нависших над страной внешних и внутренних угроз, объявляя всех своих противников террористами и врагами Турции.
Однако итоги прошедшего 16 апреля референдума оказались шокирующими, в первую очередь, для того же Эрдогана. При более чем 87-процентной явке за внесение изменений в Конституцию высказались 51,41% проголосовавших (Эрдоган рассчитывал получить не менее 55-60%), против — 48,59%. То есть перевес голосов всего 2%, почти минимальный.
Еще интереснее карта голосования. Эрдогана поддержала турецкая глубинка. “Сейчас в Турции 30 городов имеют статус крупных. 13 проголосовали “за”, 17 — “против”, — отмечает аналитик Фонда изучения экономической политики Турции (TEPAV) Селим Кору. Против неограниченной власти Реджепа Эрдогана выступили также в Анкаре и Стамбуле. Также идею президента не поддержали курдские регионы на востоке и юго-западные, западные провинции, где сильны позиции “Республиканской народной партии”, основанной Кемалем Ататюрком.
Более того, в 11 муниципалитетах президента поддержали хуже, чем его “Партию справедливости и развития” на выборах в 2015г. Кроме того, по словам Селима Кору, больше всего неподсчитанных голосов в конце подведения итогов референдума приходилось на Йенимахалле и Чанкайя в провинции Анкара, которые поддерживают оппозиционный лагерь.
Весомую поддержку Эрдоган получил от проживающих в других странах турок. Помимо Турции, голосование проходило еще в 57 странах. За границей 59,1% турок поддержали поправки в конституцию. Более 63% граждан Турции, проживающих в Германии и принявших участие в референдуме, проголосовали за поправки в турецкую конституцию.
Против проголосовали в США, Канаде, Великобритании, Италии, Японии, Китае, Иране, Алжире, Польше и других странах. В России изменения не поддержали около 74% проголосовавших турок (2,4 тыс.). Любопытно, что 60,97% турецких избирателей в Азербайджане проголосовали против поправок в конституцию, передает Trend.
Турецкая оппозиция считает референдум фальсифицированным, утверждая, что у них украли около 4% голосов, что бюллетени были подделаны, что в ходе голосования ЦИК Турции изменила правила голосования и разрешила учитывать бюллетени без печати, распространяются видеоролики избиении сторонниками Эрдогана его противников, в ту же ночь вышедших на акцию протеста. Руководство оппозиционной Республиканской народной партии заявило о решимости добиваться пересчета около 40% всех поданных голосов.
Миссия наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ назвала референдум в целом не соответствующим стандартам Совета Европы — “референдум проходил в политической среде”, где ущемлены фундаментальные свободы, необходимые для демократического процесса. Госдеп США разделил обеспокоенность ОБСЕ, что, однако, не помешало президенту Трампу поздравить Эрдогана с победой.
Европа далеко не в восторге. Руководители ведущих немецких политических партий по итогам турецкого референдума потребовали отмены переговоров по вступлению Анкары в Евросоюз. Заместитель председателя Христианско-социального союза Манфред Вебер заявил, что полноправное членство Турции в Евросоюзе “более не может быть целью” переговоров и что членство страны в ЕС должно быть снято с повестки дня. Лидеры Левой партии и “зеленых” Сара Вагенкнехт и Джем Оздемир потребовали также пересмотреть и военное сотрудничество с Турцией. По мнению политиков, все 260 немецких солдат, находящихся на военной базе в Инджирлике, должны быть отозваны, а все поставки оружия Турции — прекращены. Вместо “пакта Меркель-Эрдоган”, считает Вагенкнехт, нужно создать союз между ФРГ и демократическими силами Турции.
Ну, а высокопоставленные представители ЕС отметили, что конституционные поправки и особенно их практическая реализация “будут оцениваться в свете обязательств Турции как страны-кандидата в члены Европейского Союза и в качестве члена Совета Европы”. Они также призвали Турцию “рассмотреть обеспокоенности и рекомендации Совета Европы, включая чрезвычайное положение”. Отдельные депутаты в Бельгии, Нидерландах предложили властям своих стран лишать гражданства проживающих там турок, поддержавших Эрдогана, а самим туркам — вернуться в Турцию.
Но все это лишь сотрясения воздуха. Эрдогана не беспокоят ни факт раскола турецкого общества, ни тем более оценки извне. Он так близок к цели — получит право баллотироваться на два срока после 2019г., будет упразднена должность премьер-министра, а всех министров и высокопоставленных чиновников будет назначать президент, он же будет контролировать Высший совет судей и прокуроров, превратится в верховного главнокомандующего и т.д.
Опьяненный победой, Эрдоган критику ОБСЕ назвал политизированной и неприемлемой и собирается закручивать гайки — продлить действующий уже почти 9 месяцев режим чрезвычайного положения, провести отдельный референдум по возвращению смертной казни. Возвращение смертной казни само по себе может стать концом переговоров по присоединению Турции к ЕС, пишет Reuters. Тем не менее, Эрдоган угрожает ЕС отдельным референдумом по вопросу прекращения переговоров о вступлении в Евросоюз.
Многие эксперты пророчат Турции внутриполитические потрясения, массовые акции протеста. Особенно в ближайшие два года. Ведь принятые на референдуме конституционные изменения вступят в силу после общих, парламентских и президентских выборов в ноябре 2019г. По мнению экспертов, в течение этих двух лет Турция может оказаться в жестком кризисе. Дело не только в необходимости пересмотра старых законов и принятия 6-7 тысяч новых. Ведь референдум не ликвидировал ни террористической угрозы, ни опасности новых переворотов в Турции, ни курдский вопрос не решил.
Научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, тюрколог Ильшат Саетов считает, что неуверенная победа на референдуме не позволит Эрдогану откладывать переизбрание в долгий ящик: за два года минимальное преимущество легко растерять, а с новым неудачным переворотом может и не повезти. “Самая логичная дата выборов — 2018 год. Турецкий электорат сказал в этот раз Эрдогану “да”, но процентом голосования добавил: “Но, если так пойдет и дальше, могу и не выбрать”. Долго эйфория от “переворотного” единения нации длиться не может, а экономика явно не выигрывает от политических потрясений. Возможно, избиратель заберет свой блокирующий голос, если Эрдоган не оправдает той большой ответственности, которую на себя взял, — отвечать за все теперь он будет один”, — пишет эксперт (РБК).
Армянские эксперты советуют не ожидать новых тенденций в политике Турции в отношении Армении. Директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении Рубен Сафрастян отметил, что Турция продолжит политику вовлечения на Ближнем Востоке и предпримет все возможное, дабы не допустить создания курдской автономии в Сирии. По словам Сафрастяна, учитывая многочисленные проблемы Турции как с Западом, так и Россией, нет смысла ожидать новых шагов Анкары в отношениях с Ереваном. “Политическая верхушка Турции придерживается практически одинакового подхода к Армении, и так оно и останется”, — сказал он.
Скептически относится Сафрастян и к перспективе разрыва связки Европа-Турция. “Как бы Европа ни была недовольна установлением в Турции авторитарного режима, она никогда не сможет порвать отношения с Турцией и будет использовать последнюю в качестве противовеса. Кроме того, Турция понимает происходящее и начинает извлекать из всего этого свою пользу. Здесь проводится обширная стратегическая и дипломатическая игра, в которую вовлечена Турция”, — сказал эксперт журналистам.
Независимый аналитик Арман Меликян обращает внимание на причины, приведшие к трансформации Турции из парламентской в президентскую республику. “Нам всем следует раз и навсегда понять — Лондону, Вашингтону и ряду других международных акторов нужна не либерально-светская Турция, а Турция, готовая стать инструментом воздействия и брутальной трансформации военно-политической и морально-этической среды на всем Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной Азии и регионе Южного Кавказа. Традиционно прозападная часть турецкой элиты была не в состоянии взять на себя руководство процессом вовлечения страны в осуществление планов стратегического переформатирования этого пространства. Эрдоган же не только готов к роли персонального проводника реальных западных интересов в названных регионах, но и способен оговорить для Турции особо льготные условия участия в этом, уже начавшемся, процессе”, — пишет А.Меликян на своей странице в Facebook.
Статья опубликована 19 апреля, 2017 17:55
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…