Лишь отчасти удавшимся можно считать участие армянских спортсменов в чемпионате мира по спортивной гимнастике. Программу минимум — выход в финальную стадию соревнований — они не выполнили. Однако же Арутюн Мердинян оказался в первой десятке атлетов, выступивших на коне. Посему и наставник нашей сборной Акоб Серобян воздержался от резких оценок, хотя от критики в целом не воздержался.
— Накануне старта вы уверяли, что вашим подопечным вполне по силам выход в финал. Но оба посланца нашей страны не смогли вмешаться в спор за медали. Разочаровал, прежде всего, Артур Давтян. Чем же обусловлена его неудача?
— Я и не отказываюсь от своих слов. На тренировках он действительно выполнял такие элементы, которые позволили бы ему оказаться в числе 24 финалистов соревнований по многоборью. Однако случилось непредвиденное — при выступлении на перекладине он упал, из-за чего потерял два важных балла. А ведь в итоге для выхода в финал ему не хватило 1,2 очка. Остальные упражнения он проделал нормально. Так или иначе, результат налицо и, хотя я не сторонник оправданий, но вынужден признать, что наши спортсмены попросту не успели привыкнуть к разнице часовых поясов. Ведь соревнования в Китае начинались в 5 часов утра по ереванскому времени. Организм наших спортсменов не успевал просыпаться.
— Но ведь наша делегация отправилась в Поднебесную за несколько дней до старта. Неужели, не успели акклиматизироваться?
— В Нанкин мы приехали в день приема делегаций. До начала чемпионата оставалась пара дней, а этого явно недостаточно для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке. Не случайно, что многие команды добрались до места соревнований за две недели до начала выступлений. К тому же мы вынуждены были просыпаться глубокой ночью, чтобы успеть подготовиться и доехать до спортивного дворца. Даже опытный Мердинян признался, что ему необходимо как минимум три часа для того, чтобы отогнать сон. Из-за этого мы даже на 0,2 очка упростили его программу, чтобы парень не упал во время выполнения упражнения. Мердинян, как известно, выступал только на коне и полностью выполнил свою программу, не дотянув 0,1 очка для попадания в финал. Вы знаете, что медали в отдельных упражнениях разыгрывают восемь лучших. Арутюн оказался на 9 месте среди 280 участников, что тоже неплохой результат. Благодаря этому он стал первым запасным участником финала, однако выступить в нем ему не было суждено. Обидно, что опытный спортсмен второй год подряд остановился на пороге финала.
— Однако по поступившей информации, у него был шанс все же участвовать в финальных соревнованиях. Почему этого не произошло?
— Действительно, такая возможность была вполне реальна. Дело в том, что один из участников финала — хорватский гимнаст получил пищевое отравление и его дальнейшее участие до конца оставалось под вопросом. Более того, Мердинян тренировался до последнего момента и был готов выйти на помост. Но хорват поступил оригинально: как только в финале судья-информатор объявил его фамилию, он вышел к снаряду, поднял руку и тотчас удалился в раздевалку. Согласно правилам, ему было зачтено участие в финале и обеспечено 8-е место. Позже тренеры хорватской сборной признались, что и этот результат является для их страны большим достижением и на родине обеспечит спортсмену как минимум годовое пособие. То есть, хорват был материально заинтересован в этом результате.
— Кстати, грыжи на позвоночнике Мердиняна не напомнили о себе?
— Никак нет, поскольку мы учли это обстоятельство при составлении его программы. К счастью, все обошлось и теперь парень приступит к лечению. Арутюн — талантливый спортсмен, но ему уже под тридцать. Многое прояснится перед чемпионатом Европы следующего года.
— Тогда вернемся к Давтяну. Не мог ли он дополнить дефицит очков, возникших в результате выступления на перекладине, набрав максимальные баллы в упражнениях на пяти других снарядах?
— Спортсмен, специализирующийся в многоборье, не может в равной степени удачно выступать на всех снарядах. Главное в многоборье — уравновешенные и стабильные выступления. Я не оправдываю Артура. Да, опорные прыжки — его коронный вид упражнений. Но, исходя из промаха, допущенного на перекладине, мы вынуждены были скорректировать его программу в опорных прыжках. Я сказал, чтобы он начал с простого прыжка, и только затем выполнил более сложный. Это было необходимо для того, чтобы он восстановил уверенность в своих силах. Давтян все сделал, как предписано и даже выполнил сложный прыжок более удачно, чем прогнозировалось. В любом случае, наша главная цель — завоевание олимпийской путевки на чемпионате мира следующего года. Думаю, этого проще будет добиться в соревнованиях по многоборью, где разыгрывается большее количество олимпийских допусков. А уже на Олимпиаде он примет участие только в соревнованиях по опорным прыжкам. С сегодняшнего дня начинаем подготовку к следующему мировому первенству. Будем усложнять программу, которую впервые испытаем в декабре этого года на международном турнире имени Михаила Воронина в Москве. В нем, кроме Давтяна, выступит и Армен Петросян.
— Как сказалась неудача на психологическом состоянии Давтяна?
— Вы затронули больную тему. Я даже рассердился на него, поскольку заметил у спортсмена безразличие. Он даже не поинтересовался, какое место занял в итоговой таблице. Это очень опасный синдром, который необходимо сразу же пресечь. Впрочем, я объясняю это юношеской беззаботностью…