Недавно руководитель республиканского центра спортивной медицины и антидопинговой службы, президент аналогичной структуры стран Восточной Европы, профессор Арег Оганесян принял участие в традиционном ежегодном симпозиуме Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) в Лозанне. Представители разных стран обсудили вопросы и проблемы, некоторые из которых являются насущными и для Армении. О них-то мы и поговорили с известным специалистом, попросив заодно рассказать о том, что ожидает уличенных в применении запрещенных препаратов Тиграна Мартиросяна и Рипсиме Хуршудян.
— На симпозиуме в числе прочих вопросов обсуждался и так называемый контрольный список вопросов ВАДА, призванный выявить проблемы в организации допинговых проверок в разных странах. Какова в этом плане ситуация в Армении?
— Контрольный опрос, инициированный Всемирным антидопинговым агенством, призван определить соответствие стран кодексу ВАДА. При этом странам, имеющим проблемы, будет предоставлена возможность исправить недостатки в течение года. А в Армении есть определенные проблемы, связанные, прежде всего, с тестированием крови. Нам нужно, во что бы то ни стало, организовать доставку проб крови спортсменов в соответствующие зарубежные лаборатории за два дня. Сейчас пытаемся найти решение этой проблемы. В октябре попробуем имеющимися средствами отправить первую партию. А в дальнейшем, конечно, нужно будет попросить правительство страны увеличить наше финансирование, поскольку анализ крови — довольно дорогостоящая процедура. Кстати, обязательным условием ВАДА является финансирование процесса из госбюджета. И, что немаловажно, инициатором проверок должна выступать данная страна. Мы уже обсуждаем наши проблемы с представителями ВАДА, с вице-директором которого договорились, что избежим санкций, если наладим процесс в этом году. А в остальных вопросах у нас все в порядке — Армения сохраняет статус лидера в регионе. Пожалуй, проблемой является также и то, что мы не осуществляем проверки в футболе. Сейчас к решению вопроса подключилась ФИФА, требующая внедрения обязательного допинг-контроля на всех национальных соревнованиях.
— То есть участники чемпионата Армении по футболу будут проходить проверку на допинг?
— Возможно, нас принудят к этому. Но в этом случае уже не важно, кто будет оплачивать процедуру — федерация футбола страны или правительство.
— Есть ли новые подробности по делу тяжелоатлетов Тиграна Мартиросяна и Рипсиме Хуршудян, которым грозит допинговая дисквалификация?
— Думаю, в ближайшие дни МОК завершит изучение их дела и представит международной федерации тяжелой атлетики соответствующие рекомендации. Возможно, последней понадобится еще пара недель для вынесения окончательного вердикта. Судя по поступающей информации, возможно, будет предложено несколько вариантов санкций, и выбор останется за международной федерацией.
— И какое, на ваш взгляд, будет принято решение?
— Могу только сказать, что решения будут вытекать из требований Антидопингового кодекса 2009 года, предусматривающего, к примеру, за применение анаболических стероидов отстранение от соревнований на два года. Другой вопрос, что, возможно, правильным решением, соответствующим требованиям Кодекса, будет применение дисквалификации со дня выявления проблемы, а не с того момента, когда был проведен допинг-контроль. То есть весьма вероятно, что точкой отсчета срока санкций против наших штангистов станет день, когда их известили о наличии в их допинг-пробах запрещенных препаратов. В таком случае 2 года будут отсчитываться с 2016 года. Не исключен и вариант, при котором дисквалификации вообще не последует.
— Вы возглавляете также антидопинговую организацию стран Восточной Европы. Прозвучала ли на симпозиуме оценка работы этой структуры?
— В симпозиуме ВАДА впервые участвовали представители пяти из 7 стран-членов нашей организации. И не только участвовали, но и были весьма активны в ходе всех обсуждений. Это серьезный прогресс. Из этих стран абсолютно никаких проблем не имеют только Грузия и Босния. Это единственные страны региона, реализующие допинг-контроль в футболе. Мне бы очень хотелось сделать нашу региональную организацию лучшей в мире.
— Вам удается полностью контролировать допинговую ситуацию в армянском спорте, и насколько наши ведущие атлеты защищены от вовлечения в новые допинговые скандалы?
— В данный момент сведений о проблемах у нас нет. Хотя это и приписывается эффективности нашей работы, но хочу отметить, что сдвиг обусловлен также тесным сотрудничеством с нами двух ведущих отечественных спортивных федераций — борьбы и тяжелой атлетики. Многие не верят, но мы достигли такого уровня открытости, что сами просим международную федерацию тяжелой атлетики почаще проверять наших штангистов. Со своими обязанностями прекрасно справляется и новый врач сборной, который строго контролирует ситуацию. Меняется и психология наших спортсменов, но этого все равно не достаточно. Поэтому мы готовим новые программы по повышению образованности спортсменов в этом вопросе.