Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию азербайджано-арцахского конфликта — Игорь Попов (Россия), Стефан Висконти (Франция), Ричард Хогланд (США), а также личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик — побывали в понедельник в Ереване, где провели консультации с высшим руководством Армении по вопросам, касающимся перспективы возобновления переговорного процесса.
Как сообщил журналистам американский дипломат Ричард Хогланд, посредники надеются, что в ближайшем будущем, не через несколько месяцев, а в более близкой перспективе, министры иностранных дел Армении и Азербайджана смогут встретиться в Москве или где-то в другом месте, чтобы подготовить базу для встречи на уровне президентов. “Есть соглашение о встрече на высоком уровне. Мы и политические руководители пытаемся найти площадки для проведения этой встречи. Процесс идет, это не секрет. Считаю, что в ближайшее время главы МИД Армении и Азербайджана обсудят подготовку встречи президентов, дипломатические процессы сейчас идут”, — сказал он.
Отметив важность проявления лидерами конфликтующих сторон политической воли и возвращения к переговорам, американский сопредседатель сообщил, что в настоящее время на столе переговоров находится всеобъемлющий план урегулирования, состоящий из трех частей. Кардинального отличия от предыдущих планов, по его словам, в нем нет, но это очень детальный, четкий план, являющийся их “отполированным вариантом” и получивший международное одобрение, поддержку ОБСЕ и сопредседателей Минской группы, а самое главное — предлагающий новые пути, решения, которые могут быть приемлемы для всех сторон. “Я бы не назвал его “планом Лаврова”, — сказал, реагируя на вопросы журналистов, Хогланд, отказавшись при этом обнародовать содержание плана. Это, отметил он, было бы неуместно в силу того, что ведущим переговоры сторонам предстоит работать над отдельными пунктами, вопросами, и не исключено, что в обсуждаемый план будут внесены изменения.
Напомнив, что в скором времени исполнится год со дня прошлогодней апрельской эскалации насилия в Арцахе, американский дипломат отметил, что и в Баку, где сопредседатели побывали 11 марта, и сейчас в Ереване сопредседатели подчеркивают: “Эту годовщину надо отметить за переговорным столом, а не на поле боя”.
Хогланд сообщил, что с руководством Азербайджана международные посредники обсуждали множество вопросов, детали которых он раскрыть не может. Но, заверил дипломат, речь шла и о венских и санкт-петербургских договоренностях. Сопредседатели, по его словам, в полной мере уверены в том, что меры по формированию доверия не потеряли своей ценности и актуальности, и хотят, чтобы они были реализованы. “Мы должны попробовать обеспечить те условия, при которых Армения и Азербайджан вновь сядут за стол переговоров, обсудят данные вопросы, поскольку это является одним из возможных разумных путей, по которому можно уже будет двигаться дальше”.
Порой, исходя из соображений национального и политического характера, тот или иной лидер может выступать с призывами к войне и насилию, а другой отвечать готовностью дать отпор, однако, по словам Хогланда, все это должно оставаться только словами и ни в коем случае не переходить в действие. В этом и заключается задача международных посредников — найти решения, которые приведут к миру. “Мы не можем рассматривать решения, основанные на насилии. Насилие не выход, нужно найти позитивные выходы. Надо работать вместе. Сейчас мы пытаемся создать такие условия, чтобы было возможным говорить и искать реальные пути решения”, — подчеркнул американский дипломат, сообщив о намерении сопредседателей посетить Арцах и обсудить все эти вопросы с арцахскими руководителями.
Американский сопредседатель не исключил, что в определенный момент, исходя из складывающейся ситуации, посредники могут обратиться в ООН. Будучи около месяца назад в центральном офисе ООН в Нью-Йорке, г-н Хогланд, по его словам, на встречах с представителями руководства Организации обсуждал вопрос Армении, Арцаха и Азербайджана, и его заверили, что в случае необходимости “они готовы предпринять определенные шаги: это может быть резолюция ООН либо содействие тому или иному процессу”. Однако сопредседатели не считают, что в настоящее время в этом есть необходимость. “Быть может, в будущем это понадобится. И, если будет реальный шаг к миру, мы, пожалуй, обратимся за помощью в ООН. На данный момент, кажется, особенной необходимости в новой резолюции ООН нет”, — сказал Ричард Хогланд.
В общем-то, в том, что сказал журналистам американский сопредседатель МГ ОБСЕ, ничего сверхнового нет. Мы можем сколь угодно долго обращать внимание сопредседателей на милитаристскую и фашистскую политику Азербайджана, выражать недовольство безадресностью заявлений международных посредников, не желающих указывать истинного агрессора и виновника эскалации насилия в зоне конфликта, не говоря уже о наказании официального Баку за его преступные действия, в том числе в отношении мирного населения, не только Арцаха и Армении, но и некогда проживавших в Азербайджанской ССР армян, подвергшихся этническим чисткам и актам геноцида в 1988-90гг. Посредники будут делать свое дело. В чем оно заключается в плане продвижения интересов государств, которые они представляют, лучше спросить у них, хотя все равно не ответят. А в контексте азербайджано-арцахского конфликта в настоящее время у них одна задача — возобновить переговорный процесс, затухший после азербайджанской агрессии в апреле 2016г., после чего армянские стороны потребовали внедрения механизмов расследования инцидентов, от чего упорно отказывается Азербайджан. Исходя из сказанного американским дипломатом, сопредседатели сильно обеспокоены возможностью нового обострения в зоне конфликта, способного перерасти в широкомасштабные боевые действия. Даже посол США в Грузии заговорил на эту тему, заявив о важности роли Минской группы ОБСЕ как о единственном способе предотвратить возобновление войны. “Самое главное, чтобы не было войны. Потому что в случае войны очень трудно предсказать, что будет и как это повлияет на Грузию. Но самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что начинать войну — не в интересах Армении и Азербайджана”, — сказал он jnews.ge. “Я не думаю, что Баку хочет войны. Потому что они знают, что война разрушит их экономику. Армяне не хотят войны. Почему в этом процессе важна роль Минской группы? Потому что благодаря этой группе существует диалог между Баку и Ереваном. Я бы хотел, чтобы было больше диалога”, — отметил Келли.
Вместе с тем, Ричард Хогланд, отметивший возможность внесения изменений в находящийся на столе переговоров план урегулирования, возможно, сам того не ведая, ответил на утверждения первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, который в своем предвыборном выступлении заявил, что разрешение азербайджано-арцахского конфликта зависит не от Армении, не от Азербайджана, а исключительно от Минской группы ОБСЕ. Из слов же американского дипломата следует, что посредники внимательно выслушивают высказываемые сторонами конфликта позиции и предложения и учитывают их (по крайней мере, в той или иной степени) при выработке схем или планов урегулирования. А это значит, что у армянских сторон была и есть возможность внесения существенных (если не сказать, кардинальных) корректировок в существующий план, более известный как Мадридские принципы с целью изменения его асимметричной (не в пользу армянских сторон) логики и философии. Не секрет, что эти принципы предусматривают существенные территориальные уступки армянских сторон в обмен фактически ни на что, и на это обращают внимание не только армянские, но и многие иностранные эксперты. Речь-то идет о территориях (даже если отставить в сторону вопрос их исторической принадлежности армянскому народу), имеющих в силу целого ряда обстоятельств и особенностей географического и геополитического свойства стратегическое военно-политическое и экономическое значение не только для Арцаха, но и для Армении. Именно поэтому высказываемая Тер-Петросяном еще с 1990-х годов концепция сдачи территорий удостаивается возмущения, неприятия и отторжения со стороны армянской общественности. Ведь именно с легкой (я бы сказала, с тяжелой) руки первого президента и возглавляемой им партии, ныне именующейся Армянским национальным конгрессом, посредники и разрабатывали такого рода планы, несущие в себе не мир и процветание, как пытается убедить нас Тер-Петросян, а реальную угрозу безопасности армянскому народу.
В Арцахе подходы Тер-Петросяна в случае с Азербайджаном назвали нереалистичными и чреватыми непредсказуемыми последствиями. “У нас противник, который, увидев, что наша система безопасности ослабевает или что мы не в состоянии обеспечить свою безопасность, непременно воспользуется этим и попытается решить вопрос военным путем, чего Азербайджан никогда не скрывал”, — заявил журналистам пресс-секретарь президента Республики Арцах Давид Бабаян.