Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, находившийся 21-22 марта с визитом в США, похвастался нормализацией отношений с Россией. Выступая в Национальном клубе печати в Вашингтоне, турецкий министр заявил, что Турция и Россия восстановили свои отношения, испортившиеся было после истории со сбитым в ноябре 2015г. российским бомбардировщиком, участвовавшим в антитеррористической операции в Сирии, и сейчас работают над решением проблем в регионе.
“С Россией мы преодолели наши разногласия. Сегодня наши отношения восстановлены, и мы сотрудничаем при решении ряда проблем региона”, — заявил Чавушоглу, приведя в качестве примера ситуации в Сирии и Азербайджане. С учетом того, что Чавушоглу находился в Вашингтоне для участия во встрече глав МИД стран-участниц возглавляемой США международной коалиции по борьбе с террористической организацией “Исламское государство” (ИГ), упоминание о Сирии вполне логично. Азербайджан в эту логику вписался бы, упомяни Чавушоглу о сотнях воюющих в рядах ИГ азербайджанцах, о связях Баку, как собственно и Анкары, с международными террористическими организациями или, на худой конец, о борьбе в Азербайджане с возвращающимися домой азербайджанскими боевиками ИГ (если там с ними, конечно, борются). Этого, однако, по всем понятным причинам не прозвучало, из чего следует, что Чавушоглу намекал на сотрудничество по проблеме Арцаха.
Турция не первый год пытается протиснуться в стан сопредседателей Минской группы ОБСЕ, дабы иметь большее влияние на процесс урегулирования азербайджано-арцахского конфликта. Против этого выступают Армения и Арцах в силу участия Анкары в блокаде армянских границ, что сродни ведению военных действий против подвергающегося блокаде государства, а также по причине односторонней военно-политической поддержки Турцией Азербайджана. Неодобрительно, из собственных геополитических соображений, относятся к потугам Анкары влезть в сопредседательство и страны-сопредседатели — Россия, США и Франция. Особенно Россия, для которой усиление в регионе влияния Турции, которая практически уже подмяла под себя Азербайджан и в большой степени Грузию, может означать окончательное прощание с Южным Кавказом.
Не исключено, что имеет место попытка Москвы договориться с Анкарой в целом по региону. Намек на это содержится в недавнем заявлении главы МИД РФ Сергея Лаврова о готовности Москвы содействовать переговорам Армении и Турции, когда они начнутся, и приветствовать, в частности, открытие армяно-турецкой границы. “Однако принципиально важно, что стороны продемонстрировали способность договариваться и принимать серьезные, ответственные решения”, — сказал российский министр журналу Regional Post — Caucasus.
Ереван неоднократно заявлял, что готов к урегулированию отношений с Турцией без предусловий. Эту позицию подтвердил в середине марта глава МИД РА Эдвард Налбандян на пресс-конференции, напомнив, что президент РА Серж Саргсян инициировал процесс урегулирования армяно-турецких отношений, однако Турция отказалась от договоренностей. Именно Турция сорвала процесс ратификации Цюрихских протоколов, подписанных в октябре 2009г. и направленных на восстановление дипотношений между двумя странами, и открытие границ, обусловив эту перспективу урегулированием азербайджано-арцахского конфликта. Бытует мнение, что Анкара пошла на выдвижение этого предусловия под давлением Баку, запаниковавшего от перспективы лишиться турецкой поддержки. Пошли даже разговоры о том, что Анкара находится в заложниках у Баку. Кстати, на вышеприведенное заявление главы МИД РФ официально отреагировал именно Азербайджан, а не Турция. Представитель МИД АР Хикмет Гаджиев заявил, что президент Турции Реджеп Эрдоган в ходе своего последнего визита в Азербайджан вновь заявил о решительной позиции Анкары по вопросу открытия турецко-армянской границы, отметив, что “Турция закрыла границу с Арменией после оккупации Арменией азербайджанских земель, и граница может быть открыта только после деоккупации”.
В пользу же версии о том, что Турция не прочь отвязаться от настырного в этом вопросе Азербайджана и пойти на нормализацию отношений с Арменией без предусловий, приводился тот факт, что после демонстративного изъятия в августе 2011г. из повестки дня Цюрихских протоколов турецкий парламент уже в сентябре вернул их в повестку, правда, так и не приняв решения о сроках ратификации. Это значит, что возвращение к протоколам может состояться, однако лишь тогда, когда Анкара сочтет это целесообразным.
Из Турции не поступает никаких сигналов о желании нормализовать армяно-турецкие отношения. И в Ереване на сей счет не обольщаются. Тем более, что каждое серьезное обострение на границе Арцаха и Азербайджана приносит новые свидетельства активного участия Турции в этих процессах — от использования азербайджанцами новейшей турецкой техники до присутствия на участке попытки диверсионного проникновения с азербайджанской стороны турецких, как минимум, военных консультантов.
Любопытно и появление в СМИ информации об активном заселении азербайджанцами приграничных с Арменией районов Турции, в которых после Геноцида армян в начале ХХ века компактно проживали курды. Портал Hetq.am со ссылкой на эксперта по вопросам турецко-курдского противостояния Карена Ованнисяна отмечает, что турецкие власти проводят специальную политику по заселению этих районов большим числом азербайджанцев, которые отличаются особой ненавистью ко всему армянскому: азербайджанцам на льготных условиях продается недвижимость, им принадлежат основные туристические объекты, торговые точки, По официальным статданным, в 2015г. в Турции проживало 600 000 азербайджанцев — это 0.8% от общего населения. Огромная их часть переведена в восточные районы — в Карс, Игдир, Агр, Баязет. В Игдире азербайджанцы уже составляют большинство — 110 000 против 56 000 курдов. В Карсе — 15 000 азербайджанцев против 210 000 курдов, в Агре 7000 азербайджанцев против 510 000 курдов.
По словам Ованнисяна, понимая далеко идущие намерения турецких властей, направленные не только на заселение приграничных с Арменией районов враждебно настроенным живым щитом, но и на “очистку” этих территорий от курдов руками азербайджанцев, курдские силы в последний год периодически предпринимали действия по запугиванию и изгнанию азербайджанцев. Так, 9 и 10 марта произошли столкновения в Агре, где курды в ответ на отказ азербайджанца-владельца ресторана сменить азербайджанскую музыку на курдскую сожгли заведение, после чего множество азербайджанских семей бежали в Игдир.
“В последнее время вследствие столкновений места проживания покинули несколько тысяч азербайджанцев и множество предпринимателей. Эта волна началась, когда зимой 2016г. боевики Рабочей партии Курдистана взорвали зимнюю базу в Карсе, которая также принадлежала азербайджанскому бизнесмену. Можно констатировать, что в пассивном плане военных действий в восточных районах больших масштабов достигли столкновения курдских и азербайджанских жителей”, — отметил Карен Ованнисян.
Возвращаясь к сделанному в США заявлению главы турецкого МИД о нормализации отношений Турции с Россией, заметим, что прозвучало оно на фоне разразившегося нового скандала между Москвой и Анкарой. Турция остановила выдачу лицензий на беспошлинный ввоз российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и масла. С 15 марта на импорт этих продуктов начала действовать пошлина 130%, что означает фактическую остановку поставок. В совете союзов экспортеров Стамбула говорят, что ограничения будут действовать, пока Россия полностью не снимет запрет на импорт турецких продуктов. В ответ Россия обвинила Турцию в нарушении правил ВТО при создании мукомольной отрасли на российском зерне. “Турция на нашем зерне в грубейшее нарушение всех правил ВТО за последние 15 лет выстроила мощнейшую субсидируемую со стороны государства мукомольную отрасль и заняла, по сути, все арабско-азиатские рынки, которые только могла”, — сказал замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Левин. Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявил, что решение Турции ввести пошлину на поставки российского зерна может привести к полному прекращению экспорта в эту страну пшеницы, кукурузы, нерафинированного подсолнечного масла, шрота подсолнечника, бобовых и риса.
Другой эпизод связан с заявлением МИД Турции о ситуации в Крыму. Анкара не просто заявила, что поддерживает территориальный суверенитет Украины, а нынешнее положение в Крыму считает нарушением международного права, но и подчеркнула свою позицию о том, что в Крыму живут не крымские татары, а крымско-татарские турки. Этот термин официальная Анкара переняла у турецких националистов, в частности, у “Серых волков”, выступающих за восстановление границ Османской империи, частью которой некогда был и Крым.
Явно не случайно 21 марта Россия начала в Крыму учения с участием более 2,5 тыс. десантников, а также соединений Воздушно-космических сил и Черноморского флота. В Украине и в НАТО заявили, что маневры проходят на “оккупированной территории”. А опрошенные “Газетой.Ru” военачальники считают, что масштаб нынешних учений предполагает противодействие вторжению, на которое способны только силы НАТО с участием такой региональной державы, как Турция.
Так что, Чавушоглу явно поторопился с заявлением о нормализации отношений с Россией. Скорее, это была попытка шантажа Вашингтона перспективой сближения с Москвой. Турция очень надеется на улучшение отношений с США, охладившихся в последние месяцы правления экс-президента Барака Обамы из-за разногласий по Фетхуллаху Гюлену, которого Анкара считает причастным к попытке госпереворота и настаивает на его выдаче Турции, а также из-за поддержки Вашингтоном сил курдской самообороны в Сирии. Чавушоглу так и заявил, что для улучшения американо-турецких отношений “необходимо решить эти два вопроса”.