В Комитете государственных доходов (КГД) начал работу технически оснащенный центр мониторинга, на официальном открытии которого присутствовал премьер-министр Карен Карапетян.
Целью оснащенного специальной системой электронного управления центра мониторинга налоговых и таможенных органов является качественное улучшение и обеспечение нового, более высокого уровня осуществляемых в КГД процессов анализа и выявления рисков. Здесь в электронном виде будет осуществляться расширенный и централизованный анализ, проводиться постоянный мониторинг декларирования оборотов реализации, выполнения платежей и всей цепочки ввоза, перевозки и реализации товаров. Деятельность центра мониторинга, предусмотренного программой и приоритетными задачами правительства РА на 2017 год, а также программой улучшения администрирования налоговых доходов, направлена на замену осуществляемого текущего инспекционного контроля деятельности налогоплательщиков на электронный контроль. В рамках инициативы приказом председателя КГД установлены критерии оценки рисковости по итогам мониторинга операций, осуществляемых контрольно-кассовыми аппаратами и расчетными документами и процедура информирования налогоплательщиков. На их основе в центре осуществляются постоянный мониторинг и анализ фискального оборота контрольно-кассовых аппаратов, количества операций и цен, а также выписок расчетных документов. В результате выполняемых работ снизятся риски осуществляемых рисковыми налогоплательщиками бездокументных операций, снижения объемов реализации и неполного декларирования цен.
Благодаря централизованному анализу характеризующих деятельность налогоплательщиков основных и специфических показателей центр мониторинга будет ключевым звеном в процессе быстрого выявления рисков и оперативного реагирования на них.
В беседе с журналистами премьер-министр подчеркнул важность основания центра и отметил, что перед КГД поставлена задача создания такой системы, при наличии которой законопослушный, работающий в белом поле налогоплательщик минимально ощущал бы существование сотрудника КГД, и наоборот, тот, кто не в этом поле, периодически чувствовал, что он в поле внимания КГД. “Мы обязательно к этому придем. Чтобы у нас было такое управление, нужно наряду со справедливыми, равными условиями иметь также разумное управление, чтобы КГД излишне не беспокоил налогоплательщика, бизнесмена. Эта система переводит в цифровой формат весь субъект управления, и устанавливаемые управляющими критерии сразу выявляют рисковые операции и субъекты. Именно по этой причине, осуществляя выбор места проведения проверок, исходная информация, которая здесь есть, позволит с большой вероятностью войти туда, где видны риски. Внедренная система показывает, что, например, ночью в 1:30 контрольно-кассовым аппаратом совершена операция. Не очевидно ли, что есть рисковость? Или контрольно-кассовым аппаратом совершена очень крупная операция. В таких случаях КГД сразу сможет изучить, понять, что продано, сделана оптовая или розничная покупка. Следовательно, мы ожидаем, что проверки будут намного более адресными, эффективными, для предпринимателей будет намного меньше волокиты”, — сказал Карен Карапетян.
Глава правительства проинформировал, что в январе-феврале текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, налоговые поступления КГД были на 16 млрд драмов больше. “Это довольно серьезная цифра, мы сформулировали КГД конкретное поручение, согласно которому заложенные плановые показатели должны быть выполнены. Однако есть правила, которые не должны нарушаться, то есть не нужно входить в поле предоплат, не нужно искусственно зажимать предпринимателя, не нужно создавать искусственных проблем, чтобы он платил налоги. В этом плане эта система крайне важна. Одновременно, в разговорах с крупными предпринимателями тема предоплат всегда была актуальной. Касательно роста поступлений на 16 миллиардов хочу привлечь внимание и к содержанию. Те структуры, у которых были большие предоплаты, КГД сегодня занят их изнашиванием, то есть в базе КГД есть множество поступлений, которые прежде были, а сейчас — нет. Кроме того, наряду с обеспечением роста на 16 миллиардов, что составляет 10,9%, для меня в данный момент отраден качественный рост, потому что крупные компании сегодня изнашивают свои предоплаты, не платят сегодня в размере своих обязательств. В этом плане мы придем к тому, что рост будет не 10,9%, а гораздо больше”, — подчеркнул премьер-министр, акцентировав, что в КГД будут осуществлены фундаментальные реформы, которые отчасти начались, и открытие указанного центра — первый шаг. По словам Карена Карапетяна, в ближайшее время КГД представит в правительство весь пакет реформирования КГД. “Уверен, что в результате этой работы мы получим то, к чему стремимся. Работающий в белом, законном поле предприниматель минимально будет замечать КГД. В системе однозначно есть прогресс. Нет места для улучшения? Всегда есть. Мы никогда не придем к состоянию, когда нам больше нечего будет делать, но наше стремление — достичь в данной ситуации максимального. Думаю, что ситуация в достаточной степени изменилась. Кроме того, что КГД имеет обратную связь, она есть и в моем аппарате, наряду с конкретными людьми, которые занимаются делами КГД. Не было случая, чтобы кто-либо пожаловался на несправедливость КГД и чтобы мы совместно с КГД не пошли до конца, чтобы понять, в чем причина. Я регулярно общаюсь с представителями крупного бизнеса, жалоб стало меньше”.
Коснувшись борьбы с тенью, глава правительства отметил, что перед КГД и всеми партнерами поставлена задача — повысить эффективность управления, осуществлять разумное управление. “Наш анализ показывает, что прибыльность занимающегося экспортом бизнеса и внутреннего бизнеса различается. Прибыльность экспортного бизнеса ниже, чем внутреннего, а кажется, что должно быть наоборот. Полагаем, что причина в том, что во внутреннем бизнесе тень и доминирующее положение все еще существуют, что приводит к высокой прибыльности. Этот инструментарий, этот центр позволяет нам оценить рисковые зоны внутреннего рынка и проверять адресно. Мы должны достичь того, чтобы все розничное поле было покрыто контрольно-кассовыми аппаратами, чтобы каждый гражданин, проводя операции с контрольно-кассовыми аппаратами, понимал, что делает полезное дело для обеспечения законности, выведения бизнеса из тени. И мы очень четко будем идти по этому пути”.