В отношениях Германии и Турции назревает (или уже назрел) серьезный кризис. Берлин и Анкара обмениваются довольно жесткими обвинениями.
В Германии называют президента ТР Эрдогана диктатором, указывая на многочисленные нарушения прав человека турецкими властями, особенно после подавления попытки госпереворота в июле 2016г. в Турции, за которой последовали увольнения, задержания и аресты десятков тысяч человек.
Согласно сообщениям немецких СМИ со ссылкой на представителя МИД ФРГ, были арестованы также шесть граждан Германии, включая корреспондента немецкой газеты Die Welt Дениза Юджеля. Юджель, имеющий немецкое и турецкое гражданства, был арестован 27 февраля с.г. по подозрению в поддержке террористических организаций, как, впрочем, и практически все те, кто осмеливается критиковать режим Эрдогана. Турецкий лидер не погнушался самолично назвать Юджеля “агентом Германии”, а власти ФРГ обвинить в содействии терроризму в Турции.
Министр юстиции ФРГ Хайко Маас заявил, что дело Юджеля в Турции не является единичным случаем. “Многочисленные аресты и увольнения, в особенности судей, наполняют меня большим беспокойством. Эрдоган должен ясно понимать, что тот, кто систематически подрывает основы свободы прессы и принципы правового государства, отдаляет страну от основных ценностей ЕС. Если Турция не будет придерживаться европейских ценностей, сближение с Евросоюзом будет практически невозможно. Мы не разорвем нить диалога с Турцией. Но, когда заставляют замолчать журналистов, увольняют или сажают в тюрьму судей, время мягкого тона заканчивается. В этом случае мы должны ясно критиковать”, — сказал Маас.
Еще одним поводом для роста напряженности в германо-турецких отношениях стало блокирование в целом ряде городов ФРГ агитационных встреч турецких министров с представителями турецкой общины в преддверии предстоящего 16 апреля в Турции конституционного референдума, направленного на переход страны к президентской форме правления, а по сути, — на передачу Эрдогану всей полноты власти. Власти ФРГ не без основания считают этот референдум одной из мер Эрдогана по установлению авторитаризма в стране.
Немецкие парламентарии единогласно поддержали запрет на агитацию референдума турецкими политиками в Германии. “Германия не является форпостом Турции, и у иностранных политиков нет права проводить кампанию на немецкой земле”, — заявил депутат от Христианско-демократического союза Вольфганг Босбах, сообщает Deutsche Welle. С ним согласен и Хорст Зеехофер, представитель Христианско-социального союза, отметивший, что турецкие политики используют либеральные законы Германии, чтобы “продвигать антидемократическую” перестройку в своей стране.
Опасения Берлина вполне обоснованные. В Германии, по разным подсчетам, проживает от 3 до 4 млн человек с турецким паспортом или турецкими корнями, причем около 1,6 млн могут принять участие в голосовании. Такой большой турецкой диаспоры нет ни в одной другой стране, а Эрдоган то и дело критикует интеграционную политику властей ФРГ и призывает турок Германии сохранять веру, традиции и родной язык. Сегодня в Берлине опасаются, что агитационные выступления турецких руководителей могут дестабилизировать ситуацию, если учесть, что симпатии проживающих в ФРГ турок разделились поровну — за и против Эрдогана, а также факт проживания в стране множества курдов, бежавших от преследований в Турции.
Обозленная Анкара, которая и без того давно точит зуб на Берлин из-за негативной позиции последнего в вопросе членства Турции в ЕС, за “недостаточные действия” для борьбы со скрывающимися в Германии членами Рабочей партия Курдистана (РПК), которая признана в Турции террористической организацией, за неодобрительное отношение к карательным операциям турок против сирийских курдов, а также за принятие в июле 2016 года немецким Бундестагом резолюция о признании Геноцида армян, пошла на обострение — Эрдоган обвинил Германию в использовании “нацистской тактики” и ограничении свободы слова, а глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу потребовал от Германии определиться, является Анкара ее другом или нет.
Канцлер Германии Ангела Меркель на это заявила, что подобные высказывания “не могут быть оправданы” подготовкой к референдуму об изменениях в Конституцию в Турции и что такими заявлениями “умаляются невероятные страдания людей от преступлений национал-социализма”. Другие немецкие политики высказались резче. Глава Минюста Хайко Маас назвал высказывания Эрдогана “подлыми, не поддающимися пониманию, и неприемлемыми” и призвал “отвергнуть их самым решительным образом”.
Лидер фракции Христианско-демократического союза (ХДС) в Бундестаге Фолькер Каудер также назвал заявление турецкого лидера неприемлемым: “То, что президент одной страны, являющейся членом НАТО, так отзывается о другой стране, входящей в НАТО — невероятно и неприемлемо”, — приводит слова депутата ARD.
Замглавы ХДС Юлия Клёкнер потребовала от Эрдогана извинений. “Возмутительно, история забыта самонадеянно!” — написала она в Twitter.
Генеральный секретарь Христианско-социального союза Андреас Шойер в интервью газете Passauer Neue Press назвал заявление президента Турции “вопиющим промахом деспота с Босфора”. “Сравнение с нацистами так же возмутительно, как и абсурдно”, — подчеркнул он.
“Жесткость тона, заявления с пеной у рта, которые исходят от турецких политиков, связаны, прежде всего, с тем, что они боятся проиграть референдум”, — заявил в прямом эфире телеканала ZDF кандидат в канцлеры ФРГ от партии “Зеленые” Джем Оздемир.
Однако на фоне казалось бы нарастающего обострения в отношениях Берлин и Анкара неожиданно стали смягчать риторику. Глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль заявил, что, несмотря на значительные расхождения, не существует альтернативы диалогу с Турцией. Он отметил, что переговоры с Чавушоглу (который, несмотря на запрет на агитационное выступление, все же приехал в Германию) были “хорошими и откровенными” и одновременно “жесткими”. Обе стороны хотят “шаг за шагом” вернуться к нормальным двусторонним отношениям, сказал Габриэль, объяснивший своему турецкому коллеге, что есть границы, “которые нельзя перешагивать, и это относится к сравнению с нацистской Германией”. По словам министра, Анкара согласилась предоставить немецким дипломатам доступ к Денизу Юджелю.
Ситуацию проясняет сделанное в эти же дни заявление главы МИД Германии Зигмаром Габриэлем, объясняющее сдержанную реакцию Евросоюза на политические события в Турции. По его словам, она вызвана опасением ЕС, что Турция сблизится с Россией. Выступая в Брюсселе 6 марта, Габриэль отметил, что есть общий интерес не допустить “дальнейшего разворота Турции на восток”, поэтому существует общее понимание необходимости деэскалации конфликта. Он напомнил, что даже в эпоху военной диктатуры в Турции никто не пытался оспорить членство страны в НАТО, подчеркнув, что цель была той же — не допустить движения Анкары в неправильном направлении.
Официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт также заявил, что Берлин не собирается предпринимать действия по эскалации конфликта. По его словам, Германия не намерена закрывать въезд в страну ни для самого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, ни для его приезжающих с агитационными целями министров.
Между тем, ряд других европейских стран выступил против приезда официальных лиц Турции с предвыборными выступлениями.
“Решение Австрии должно быть ясным: мы не принимаем предвыборных выступлений турецких политиков в Австрии. Мы принципиально не хотим, чтобы предвыборная борьба чужих стран велась внутри Австрии и чтобы таким образом конфликты из других стран импортировались к нам. Это всегда вредит интеграции”, — заявил глава МИД Австрии Себастьян Курц, передает РИА Новости. По его словам, для проживающих в Австрии турецких граждан и курдов лучше не быть втянутыми в эти конфликты. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте также против того, чтобы его страна становилась площадкой для политической агитации Турции. “Мы считаем это неприемлемым. Общественные места Голландии не являются площадками для политической агитации других стран”, — заявил он в связи с намерениями главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу приехать в Нидерланды для участия в назначенном на 11 марта митинге в поддержку Эрдогана.
В Цюрихе тоже не хотят видеть Чавушоглу. Власти швейцарского кантона Цюрих обратились к федеральному правительству с просьбой отменить приезд министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу в целях безопасности, передает РИА Новости со ссылкой на агентство Франс Пресс. “Мы направили письмо в Берн с просьбой принять меры, чтобы событие, ожидаемое в воскресенье в Цюрихе, не произошло”, — заявил агентству представитель департамента по вопросам безопасности кантона Урс Гроб. Он отметил, что ожидаются “важные манифестации” в случае приезда главы турецкого МИД.
А Эрдоган тем временем собирается в Москву. Переговоры Владимира Путина с Реджепом Тайипом Эрдоганом намечены на 10 марта. В ходе визита ставится цель еще большего углубления двусторонних экономических отношений. Также в ходе визита будут подробно обсуждаться региональные вопросы, в первую очередь, Сирия.