“Лавров уже ничего не обещает по Карабаху” — под таким броским заголовком особо приближенный к правящей в Азербайджане Семье портал haqqin.az опубликовал сообщение о переговорах глав МИД России и Азербайджана в Москве. Что “обещал” Лавров азербайджанцам, портал не раскрывает, а мы строить предположения не станем. Но примечательно, что из всего заявления российского министра по карабахскому урегулированию алиевское СМИ представило лишь пару общих фраз — “несколько ключевых вопросов нагорно-карабахского урегулирования все еще остаются нерешенными” и “по большинству вопросов можно быстро договориться, однако ключевые моменты все еще остаются нерешенными, и сегодня стороны пока не близки к их решению”, оставив за бортом главное. А сказал глава МИД РФ дословно следующее (цитаты с сайта mid.ru):
“Россия будет и далее способствовать поиску приемлемых для сторон развязок как в рамках наших двусторонних отношений с Баку и Ереваном, так и в формате тройственных встреч — Россия, Азербайджан и Армения, но и, конечно, в качестве страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Все наши шаги предпринимаются в русле принципиальных подходов, которые вырабатываются сопредседателями, имеются в виду наши партнеры — США и Франция”.
Отвечая на вопрос о возможности решения азербайджано-арцахского конфликта по т.н. “казанской формуле”, Сергей Лавров отметил: “Мы рассчитываем, что карабахский конфликт поддается урегулированию. Об этом говорят результаты многолетних контактов, по итогам которых удалось выработать общее понимание ключевых вопросов, подлежащих урегулированию. Это, прежде всего, вопросы безопасности, гуманитарные вопросы, вопросы возвращения тех районов, которые находятся вокруг Карабаха и сейчас не контролируются Азербайджаном, определение статуса Нагорного Карабаха (безусловно, с учетом мнения тех людей, которые там проживают), согласование параметров международных миротворческих сил. По большинству из этих аспектов окончательного урегулирования у нас есть согласие, но две-три конкретных темы, которые являются ключевыми для окончательного пакета, пока еще обсуждаются. Не буду лукавить, мы пока еще далеки от того, чтобы увидеть ситуацию, когда стороны выработают единый подход к этим остающимся вопросам. Повторю, большинство других аспектов мы считаем поддающимися достаточно быстрому решению, но пара-тройка ключевых вопросов, о которых мы сегодня говорили достаточно подробно, еще требует дополнительных усилий.
Хочу подчеркнуть еще одну вещь, которую мы тоже затрагивали сегодня. В нынешних условиях прежде, чем мы сможем возобновить содержательные переговоры по урегулированию оставшихся вопросов, очень важно добиться деэскалации ситуации, которая в последнее время обострилась “на земле”, на линии соприкосновения и в публичном пространстве. Убежден, что важную роль сыграло бы укрепление мер доверия, в том числе с учетом результатов саммитов, которые состоялись в мае и июне прошлого года соответственно в Вене и Санкт-Петербурге, и предложений, которые были выработаны в рамках ОБСЕ. Надо снизить уровень недоверия, который сейчас наблюдается. Мы рассчитываем, что Азербайджан и Армения будут двигаться в этом направлении. Со своей стороны будем всячески этому содействовать”.
Чем недоволен Баку, понятно. Во-первых, российский министр в очередной раз дал понять, что, нравится это Баку или нет, а ему придется считаться с мнением арцахцев. Во-вторых, указал на недопустимость эскалации ситуации. В третьих, что нужно выполнять венские и санкт-петербургские договоренности об укреплении мер доверия, в частности, о внедрении механизмов расследования инцидентов. Ни один из этих трех пунктов Азербайджан не устраивает. Посему Баку предпочитает стрелять и убивать, к сожалению, без каких-либо последствий для себя, не в плане потерь в азербайджанской армии, а в контексте возможного политико-дипломатического, а то и экономического давления со стороны международных посредников, коими, помимо России, являются США и Франция. А такое, по мнению ряда экспертов, возможно, если Азербайджан, как в начале 1990-х, прибегнет к широкомасштабной агрессии. Попытка подобной авантюры была предпринята Азербайджаном в апреле прошлого года. После полученной, хоть и ценой немалых потерь с армянских сторон, оплеухи Баку опасается, тем более, что на данный момент никто из заинтересованных внешних акторов (Турция и Израиль в этом плане не в счет) столь вожделенных для Азербайджана “гарантий” не дает. Предпринятая Баку 25 февраля попытка доказать мировым державам, что Азербайджан все-таки способен пробиться в Арцах, также провалилась. А Степанакерт и Ереван грозно предупредили, что в случае чего на этот раз никто и ничто их не остановит.
“Если Азербайджан продолжит действовать в том же духе и доведет ситуацию до военной, то для обеспечения безопасности народа Арцаха мы ни на секунду не остановимся перед применением всех возможностей, имеющихся в нашем арсенале”, — заявил президент РА Серж Саргсян в ходе посещения МИД в связи с Днем дипломата.
Он отметил, что Ереван и Степанакерт не желают войны, однако Баку уже давно говорит о ней на самом высоком уровне, нагнетает напряженность на линии соприкосновения, героизирует тех военнослужащих, чьи “подвиги” считаются военными преступлениями.
“Сегодня главным фактором, сдерживающим широкомасштабную войну в регионе, является армянский солдат. Он крепко стоит на земле и четко осознает, за что борется и какие задачи выполняет”, — подчеркнул С.Саргсян.
Министр обороны РА Виген Саргсян в эфире передачи “Р-Эволюция” на телеканале “Армения” заявил, что если кто-то воспринял его слова о системах “Искандер” в качестве угрозы, то он не ошибся. “Полностью управляя этим оружием и правом на использование, мы всегда держим в нашем арсенале эту возможность. Если мое заявление кого-то напугало, значит, оно прозвучало в правильное время, в правильной форме, поскольку цель заключалась в этом — остудить некоторые горячие головы”, — отметил В.Саргсян.
“Применение любого оружия решается, исходя из боевых и стратегических расчетов, ситуации на границе. Безопасность народа Карабаха — ключевой вопрос, и нет границы, нет той линии, которая бы разделяла безопасность граждан Армении от безопасности граждан НКР”, — подчеркнул министр.
Напомним, в интервью РИА Новости глава МО РА отметил, что Армения будет принимать решение о применении “Искандеров” в зависимости от развития ситуации: “Я могу вам обозначить алгоритм. Назначение и параметры этого оружия позволяют нанести непоправимый ущерб инфраструктуре страны, против которой оно может быть применено. Соответственно, решение о применении “Искандеров” будет тесно связано с развитием ситуации. В любом случае, мы рассматриваем его как оружие гарантированного удара, если будет такая необходимость. Это, в первую очередь, оружие сдерживания. Совершенно очевидно, что развитие ситуации может диктовать пересмотр таких подходов, но в принципе, по своей идеологии, своим возможностям, это оружие такое, которое должно любую горячую голову остудить в плане принятия решений”.
Это предупреждение породило в Баку панику, Азербайджан стал лихорадочно искать продавца ракет, способных нейтрализовать угрозу от “Искандеров”, вышел на Пакистан, с которым договорился о покупке оперативно-тактических ракет с дальностью 300 и 500 километров и истребителей “JF-17 Thunder”. Однако, по словам начальника Сектора военной политики и экономики Российского института стратегических исследований Ивана Коновалова, все, что Азербайджан приобретает у Пакистана, является копированием не очень качественных китайских вооружений и не может повлиять на изменение баланса сил между Ереваном и Баку. “Азербайджан выигрывает только в количестве, но никак не в качестве вооружений. Для Армении сейчас важно создание собственной истребительной авиации. Думаю, в Армении занимаются этим вопросом”, — сказал Коновалов Русарминфо.
Не знаю, как насчет истребительной авиации, но эксперты сегодня констатируют, что передовая оснащена в разы лучше, чем до апреля 2016г., в частности, приборами ночного видения и видеонаблюдения, термодатчиками, что облегчает армянским военным отслеживать и контролировать передвижения на азербайджанской стороне. В этом, собственно, можно было убедиться по ходу попытки азербайджанского наступления в конце февраля с.г., и, надо полагать, процесс продолжается.
Думается, и МИД Армении еще не использовал всего существующего потенциала для дипломатического наступления на позиции Азербайджана, что, возможно, отбило бы у Баку охоту к превращению границ с Арцахом и Арменией в полигон.
А пока в Азербайджан собираются сопредседатели Минской группы ОБСЕ. На этой неделе. По словам российского сопредседателя МГ Игоря Попова, планируются встречи посредников с президентом АР Ильхамом Алиевым и главой МИД Эльмаром Мамедъяровым. Визит в Армению запланирован на другое время.
Статья опубликована 8 марта, 2017 18:43
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…