С 2004 года в нашей стране работает фонд “Дети Армении”(COAF), благотворительная организация, цель которой — повышение качества жизни сельских жителей Армении посредством детских централизованных программ развития общин.
Фонд был создан усилиями нашего соотечественника, американского ученого, мецената, доктора Гаро Армена. Он прошел путь от курьера, помощника на кухне, банковского клерка до доктора с научной степенью (PhD) в области физической химии, исследователя в Брукхейвенской национальной лаборатории (Лонг-Айленд, Нью-Йорк). Затем, в течение 8 лет, была работа на Уолл-стрит (в качестве аналитика и инвестиционного банкира) и руководство фармацевтическими и биотехнологическими компаниями. За значительный вклад в сферах науки, бизнеса и благотворительности, Гаро Армен был удостоен множества наград и премий как со стороны структур США, так и Армении. В частности, премии Нью-Йорка “Бизнесмен года в области биотехнологии (2002г.), Института вакцин Сабина — “Сабин гуманитар” — за достижения в области исследования биотехнологии и передовой медицины (2006г.), “Почетной медали” премьер-министра РА (2007г.), в 2013 году — в связи с Днем республики, указом Президента Сержа Саргсяна — медали “Мхитар Гераци” и др.
— Г-н Армен, что заставило успешного и обеспеченного человека приехать в Армению и начать помогать ее детям и поднимать самые бедные общины?
— Начну немного издалека. Я родился в Турции, в Стамбуле, и на меня большое влияние оказала моя бабушка. Она мне все время рассказывала про нашу историю, геноцид — я вырос на них. И всегда думал над тем, что армянская нация, волею судьбы разбросанная по миру, должна крепко держать свою родину, по примеру того же Израиля. Иметь свое государство для нас архиважно. Это, можно сказать, моя идеология. В Стамбуле я учился в армянской школе “Мхитарян”, где директором был армянин, а его заместитель — турок. Это было обязательным условием для всех армянских школ Турции. Чтобы держать под контролем все, что делают армяне. А я в школе друзьям говорил, что мы должны иметь независимую Армению (тогда она была советской), и меня этот замдиректора наказал. Когда я подрос, отец сказал, что здесь у меня нет будущего, и в 17 лет я уехал в США. Я приехал в Армению тогда, когда у меня уже были возможности что-то сделать для нее. И повторю, это заслуга моей бабушки, которая многое сделала для сохранения моей национальной идентичности.
— Кстати, для зарубежных армян вопрос идентичности непростой…
— Тут один момент — интересный феномен нашей диаспоры. Зарубежные армяне очень разные. Большинство из них знает, что они армяне, но не связаны с родиной, так сказать, дистанцированы: может, это им причиняет боль (“фантомные боли” тяжелого исторического прошлого), не имеют возможностей или не нуждаются в этом — не знаю. Но их большинство. Есть армяне, которые чувствуют себя армянами, близки к исторической родине, но активно не работают с ней. И совсем небольшой процент армян, которые и чувствуют себя армянами, и хотят помогать, и помогают. И вот среди этой группы есть активная часть, цели которой весьма приземленные: они не зрят в корень, не углубляются в реальные нужды страны, в важные для нее проекты. Думают, уж лучше сделать что-то, чем совсем ничего не сделать. А вот что и во имя чего, какая от этого будет конкретная польза — не задумываются. Вот это реальность. Диаспора нуждается в том, чтобы пустить корни в Армении, и через это у нее появится больше энергии и участия в жизни Армении. И это нужно сделать. Спюрк должен объединиться и направить свою энергию в центр — Армению. По мне — это села. Сельские жители — соль нашей земли.
— Вы гордитесь ими, это чувствуется.
— Безусловно. Вот прямо рядом с турецкой границей наше село Арагацаван. Я там недавно побывал. Сказать, что они живут плохо, это не сказать ничего. Там 2 школы: дети великолепные, а отопления нет, и они все в пальто, по очереди греются у электрических плиток или солярочных печей. Мы, армяне, люди с высочайшей культурой так живем…
Армяне диаспоры не могут за местных армян решать их судьбу — указывать им будущее, куда и как идти. Это их страна, земля, заслуга. Мы просто должны создать им условия, посильно участвовать, чтобы у них были силы и желание принимать решения. И тогда наша родина станет раем. А для этого нужно вернуться к своим корням, которые в большинстве своем в регионах. Какие там люди, философы… Как они говорят о жизни, трудностях, какие идеи высказывают. Они обладают фантастическим потенциалом и наше главное богатство, которое представляет ценность не только для Армении, но и всего мира. 5000 лет нашей нации, и мы имеем такой огромный вклад в мировую культуру, историю, науку, архитектуру… Всего не перечислить. И это все мы делали с добром — в нашем народе нет злобы. Ему трудно, но я испытываю за него большую гордость. Жизнь этих людей нужно менять, причем быстрыми темпами. Время — наш враг.
— И как вы ее меняете?
— В 2000 году, в Нью-Йорке, я основал фонд “Дети Армении”, который на начальном этапе своей деятельности помогал различным школам и детдомам Армении, осуществил программу по разминированию территорий после карабахского конфликта. В Армению я приехал в 2001 году и уже в ереванском аэропорту почувствовал эту “армянственность” земли, это было очень теплое и необъяснимое чувство. Причем приехал не как турист: я ездил по селам, посещал детдома, изучал ситуацию. Видел, что стране приходится нелегко. Второй раз приехал в 2003 году, чтобы наладить деятельность фонда в постоянном формате. Посетил село Каракерт Баграмяновского района — одного из самых бедных в Армавирской области. Там я познакомился с одним пожилым человеком. Он у меня спросил, зачем я приехал сюда. Я объяснил, что хочу помочь. Он так посмотрел на меня, мол, знаем, не в первый раз такое слышим: приезжают, обещают, потом уезжают и больше не возвращаются. Всего через год, в Каракерте с населением в 5000 человек (из них 1250 — дети), уже началось строительство детского сада, школы, амбулатории и общинного центра. Увидев эти изменения, жители близлежащих сел также захотели включиться в наши проекты. И так все и пошло. Проводим тренинги для учителей, педагогов, оказываем психологическую помощь, медпомощь детям и женщинам, работаем с детьми, имеющими особенности в развитии, ведем самые разные внеклассные кружки, учим детей английскому, навыкам здорового образа жизни, помогаем необеспеченным сельчанам поднимать хозяйство, капитально ремонтируем жизненно важные для общин инфраструктуры и т.д. На данный момент бенефициариями наших программ являются более 67 тысяч жителей 44 общин Армавирской, Арагацотнской, Гегаркуникской, Лорийской, Ширакской и Тавушской областей Армении. В наших планах охватить всю Армению и мы сейчас продвигаем инициативу СМАРТ. В этом году, скорее всего в ноябре, в Лорийской области мы откроем СМАРТ-центр для детей и молодежи регионов: здесь для них будут проводиться программы по информационно-коммуникативным технологиям, искусству и музыке, изучению языков и налаживанию коммуникаций, предпринимательству и бизнес-проектам, гражданскому образованию, органическому сельскому хозяйству, здравоохранению, здоровому образу жизни и экологии. Здесь они получат фундаментальные знания, которые станут стимулом для их развития, общества и окружающей среды. СМАРТ-центры мы планирует открыть во всех областях Армении: они станут тем “корнем”, эпицентром сотрудничества и обмена знаниями не только внутри Армении, но и за ее пределами. Что нас отличает от других центров превосходства, которые есть в Армении — “Айба”, Тумо и др. Они все делают великолепную, исключительную, неоценимую работу, но все же их внимание больше сосредоточено на столице. Баланс между столицей и регионами нарушен. А мы хотим его изменить. Как очень точно выразилась о нашей работе известный меценат и филантроп Луиз-Симон Манукян, “COAF утвердил армянские села на карте Армении”.
— Я не могу не задать этот вопрос. Вы занимаетесь проблемами рака и достигли в этой области значительных успехов. Так когда можно будет говорить о победе над этой страшной болезнью?
— 23 года я посвятил иммунологическим методам лечения онкологии, в частности, созданию так называемых “противораковых вакцин”. Созданная мною компания Agenus является старейшей в этой области, и уже лет шесть ее новые препараты находятся в обороте на американском рынке лекарств. В возрасте 47 лет заболела раком моя мать, жизнь которой спасти не удалось. Эта личная трагедия подтолкнула меня на изучение проблемы рака и борьбу с ним. В ходе наших исследований мы пришли к выводу, что одна и та же форма рака — это всего лишь, так сказать, “место дислокации”. Рак груди — потому что раковые клетки находятся там, легких — потому что обнаружены в легких. Но, когда мы изучаем сами клетки и сравниваем, например, у больных раком легких, видим, что у разных людей они разные, генетически разные, абсолютно. То есть одна вроде бы болезнь, а клетки не похожи друг на друга. Понятно, что и не будет лекарства, которое вылечит от этой болезни: в каждом случае разная картина. Единственный метод — поднять иммунитет организма, чтобы он сам начал бороться и пожирать клетки-убийцы. Пять лет назад лекарство компании Bristol-Myers Squibb, можно сказать, победили меланому (рак кожи): 40% пациентов с 4 степенью (смертельной), получившие препарат, излечились. Я и мои коллеги в этой области считаем, что через 5 лет минимум 50% разных видов пока не излечимого рака будут побеждены, а еще через 5 лет- 80-90%. Ни химия, ничто другое, а именно иммунные препараты победят рак. У победы над раком блестящие перспективы. Если все пойдет так, как мы предполагаем, я собираюсь привезти препараты в Армению, причем, не преследуя личной выгоды. Хочу, чтобы у моего народа были эти лекарства. Надеюсь, что в ближайшие 5-10 лет мы сможем основать здесь центр онкоиммунологии.
Статья опубликована 1 марта, 2017 17:54
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…