Новоназначенному министру культуры РА Армену Амиряну не позавидуешь: планка, которую задал премьер-министр страны Карен Карапетян — очень высокая — повышение эффективности работы культурного ведомства, капитализация культуры посредством разработки соответствующих механизмов и программ, целевое расходование средств…
Эти и другие задачи были поставлены перед руководителем культурного ведомства в ходе недавнего правительственного обсуждения отчетов органов госуправления за 2016 год. Армен Амирян, в свою очередь, отчитался за прошлый год, хотя, если быть объективными, руку к деятельности минкульта за этот период он толком не успел приложить (всего-то три последних месяца прошедшего года) и грубо говоря, ответственности никакой не несет. А вот 2017-й — это уже период начать реальные перемены и продемонстрировать настрой и желание решить многие наболевшие проблемы сферы. Так что не случайно, что именно капитализации культуры — экономическому компоненту (согласно распоряжению премьер-министра РА) министр уделяет особое внимание, в том числе и принимая в эти дни отчеты подведомственных структур.
В частности, 8 февраля А.Амиряну годовой отчет деятельности Национального киноцентра Армении представил его директор Геворг Геворгян. Краткую и весьма примечательную “стенограмму” этого мероприятия представило Министерство культуры РА на своей официальной страничке в фейсбуке. Обсуждение, во время которого прозвучало больше вопросов, чем ответов.
— Сколько людей посмотрели фильмы, на создание которых в 2016 году мы потратили 300 млн драмов? Среди этих фильмов, созданных на государственные средства, есть ли работы, представляющие национальную и общемировую ценность, фильмы, которые должны воспитывать поколения и воодушевлять нашу общественность? И, в конце концов, сколько прибыли принесли эти фильмы госбюджету Армении?
На эти вопросы министра директор Национального киноцентра Армении ответил, что до сегодняшнего дня производство фильмов не рассматривалось с точки зрения бизнеса.
“Государство в лице Киноцентра фильмы не снимает — только оказывает поддержку, и то очень небольшой суммой”, — ответил Г.Геворкян.
“Но ведь государство разрабатывает политику, согласно которой должно создаваться кино, представляющее национальную ценность и идеологию, двигающее общество вперед, которое и сформирует наш завтрашний день, фильмы, которые завоюют награды на авторитетных международных кинофестивалях. В Армении вы должны проводить политику развития киноискусства”, — сказал министр культуры РА. В ходе отчета выяснилось, что в штате Национального киноцентра есть должности ведущего специалиста фестиваля, ведущих водителей (?), водителей-механиков, персонала, обслуживающего съемочную технику (хотя на балансе Киноцентра такой техники нет), и другие не менее примечательные штатные единицы. Зато нет конкретного специалиста, отвечающего за маркетинг кино.
“Фактически, маркетинг на нуле”, — заметил министр. Директор Киноцентра этот комментарий не опровергнул…
По словам Армена Амиряна, именно из-за отсутствии грамотного маркетинга сложилась такая ситуация, что, например, внебюджетных средств у Театра имени Г.Маляна намного больше, чем объем того же “внебюджета”, образованного от доходов, которые принесли фильмы, снятые при содействии Киноцентра. “И речь идет не только о внебюджетных средствах, — говорит Амирян.- Где созданный вами герой нашего времени?”
“Театр продает билеты, господин министр”, — заметил Геворк Геворкян. “А что, в кино билетов не продают? В отличие от театра, кино сегодня — бизнес номер один в мире”, — парировал Амирян. И на самом деле, во всем мире кино — это бизнес, причем огромный. Только вот не в Армении. У нас другие схемы: скорее, личный бизнес делается на бизнесе, априори призванном приносить стране доход.
После горячей дискуссии, в которую плавно перетекло представление отчета, министр сказал: “Необходимо все подвергнуть пересмотру, так продолжаться не может. Это просто растранжиривание государственных средств”. Оценку же деятельности структуры министр культуры не дал, хотя и резюмировал более чем недвусмысленно: “Не хочу оценивать неудовлетворительно, так как это будет иметь свои тяжелые последствия. Не хочу этого делать, несмотря на то, что имею все основания. Позвольте мне просто еще немного подумать”.
От себя же добавим, что есть еще целый ряд вопросов к ответственным “киногероям” нашего времени, также требующих вразумительного отчета. Например, очень громко и вдохновенно представленное членство Армении в фонде поддержки “Евримаж” (Eurimages) Совета Европы в январе 2016 года. Фонд оказывает финансовое содействие по следующим направлениям: поддержка совместного производства фильмов, поддержка распространения кинопродукции, поддержка кинотеатров и поддержка оцифровки кинофильмов, поддержанных фондом. Так вот членство нашей страны в этой структуре, если верить официальному сайту Киноцентра, влетело в копеечку — 120 тысяч евро, которые Армения уже заплатила. Точнее, они вылетели в трубу, так как в прошлом году заявок от нашей страны “Евримаж” не получил и никакого отечественного фильма при поддержке это фонда снято не было. Причем речь идет о ежегодном взносе…
Внимательно изучив требования и принцип работы фонда, стало понятно, что гарантии того, что Армении будет что-то перепадать из средств Eurimages, нет никакой. И хотя речь идет о копродукции (проекты, представленные “Евримаж”, должны иметь как минимум, двух сопродюсеров из разных стран-членов “Евримаж”), в ближайшей перспективе нам попасть в список счастливчиков очень сложно. Потому и заявок нет — при нынешнем-то состоянии отечественного кино, института продюсирования, проката и уровня нашего международного киносотрудничества. Заявки фонд принимает в год четыре раза: 16 января был дедлайн первого приема-2017, и, по слухам, на рассмотрение была отправлена картина российского кинорежиссера Александра Котта про Спитакское землетрясение 1988 года. Партнер с армянской стороны — Национальный киноцентр Армении, плюс подписано соглашение с французским продюсером армянского происхождения Горуном Априкяном. Если повезет (хотя вряд ли), и фонд выделит средства на поддержку фильма, то у нас будет хотя бы второе кино о землетрясении, пусть и снятое российским режиссером. А вот на будущее стоит нашим ответственным лицам и новой структуре, которая должна заменить упраздняемый Национальный киноцентр, еще раз изучить все подноготную нашего членства в “Евримаж” и определиться: будет от него какая-то реальная польза нашему кино или опять-таки растранжиривание средств, немалых средств, причем ежегодно. И если польза все же будет, то нужен еще расширенный, подробный “мастер-класс” о принципах работы “Евримаж” (где, поверьте, сам черт ногу сломит) для наших молодых режиссеров и всех деятелей кино, иначе наше членство в нем это всего лишь дорогостоящая фикция.
Статья опубликована 15 февраля, 2017 13:42
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…