В среду экс-премьер-министр Овик Абрамян распространил заявление, в котором говорится, что он покидает ряды правящей Республиканской партии. Отметим, что заявление это не было совсем уж неожиданным — тема ухода О.Абрамяна из РПА муссировалась в СМИ уже не один день.
“Я принял одно из самых важных и сложных решений в моей жизни и заявляю, что прекращаю свое членство в Республиканской партии Армении. Я долго думал при принятии этого решения. Скажу откровенно, это было нелегким решением для меня, поскольку посвятил партии существенную часть моей жизни, примерно два десятилетия.
Благодарю всех своих однопартийцев за многолетнюю совместную эффективную работу. Благодарю бывших и нынешних должностных лиц государственных ведомств, бывших и нынешних ответственных за города и села Армении, тысячи наших сограждан за все те достижения, которых мы достигли вместе.
Командная работа, достоинство каждого члена команды были и остаются для меня первостепенными. Бесспорно, мое место в РПА не останется пустующим: придут новые, возможно, более умные или целеустремленные, но мне бы очень хотелось, чтобы они были, как минимум, такими же патриотами и государственниками. Я покидаю РПА, но продолжу активно заниматься политикой, поскольку уверен в том, что у меня достаточно сил, знаний и опыта для служения государству и народу. Я продолжу жить и работать во имя Армении”, — обратился он к соотечественникам.
Как видим, заявляя, что продолжит заниматься активной политической деятельностью, господин Абрамян не стал уточнять, на каком именно поле намерен приложить свои силы — провластном или оппозиционном. Но если человек в канун выборов покидает ряды правящей партии, ясно, что видит свое место в стане оппозиции. И теперь как политическое поле, так и пресса ждут уточнения, дабы напомнить ему былые грехи.
Между прочим, это уже второй случай, когда ряды правящей Республиканской партии покидает человек, занимавший немалый пост в управлении и партией, и государством. Годы назад таким же образом ушел из РПА председатель НС и вице-председатель партии Тигран Торосян, когда против него была организована откровеннейшая травля. И как всегда, в этом нечестном процессе умело и активно была задействована так называемая свободная пресса. Но, поскольку господин Торосян прекрасно знал, что за кулисами этой грязной игры стоят соратники по партии — отказался и от поста председателя НС, и от членства в РПА, вообще ушел из политики и ныне преподает в одном из вузов Еревана. Скажем также, что взамен Тиграна Торосяна главой законодательной власти стал Овик Абрамян.
На этот раз откровенной травли не было, да и Овик Абрамян не из слишком обидчивых: он прекрасно сознает, что обидчивость — не политическая категория. Он не любитель в одиночку играть на политическом поле, и время покажет, каковы подлинные намерения Овика Абрамяна, два десятилетия занимавшего (при всех трех президентах независимой Армении) высокие посты в управлении государством и имеющего немалый опыт политических игр. Оправдал ли он доверие, занимая различные высокие государственные посты — оценку этому дает народ. Но одно ясно: оставаясь в политике, Абрамян не предпримет ничего во вред стране. Уже в самом своем заявлении он заверил, что будет “жить и работать во имя Армении”.
Сколько бы теперь рядовые (и не очень) члены РПА ни заявляли, что уход господина Абрамяна не имеет никакого значения, что деятельность партии не обусловлена личностями — это не так. Многие республиканцы и сами теряются в догадках — почему и зачем, что будет дальше?
“Нежелательно после многолетнего сотрудничества слышать подобное заявление. Но протекают политические процессы, развития, и каждый человек свободен в выборе своей позиции. Мне кажется, это его личное решение, и полагаю, что политическую деятельность продолжит в иной сфере”, — высказал мнение лидер фракции РПА Ваграм Багдасарян.
Другой многолетний республиканец, Мкртич Минасян, честно признался: “Если скажу, что заявление это было ожидаемым — будет неверно, если скажу, что совершенно неожиданно — тоже неверно. Это жизнь, это политика”.
Напомним, что Овик Абрамян на двух последних парламентских и президентских выборах возглавлял предвыборный штаб Республиканской партии. Дважды избирался председателем Национального Собрания. До недавнего времени возглавлял Кабинет министров.
На политическом поле Армении ныне происходят глубинные процессы, связанные не только с предстоящими 2 апреля парламентскими выборами, но и, в большей мере, с президентскими выборами, которые состоятся в 2018 году, когда в соответствии с обновленной Конституцией впервые главу государства будет избирать законодательный орган. И, несмотря на то, что Основным Законом страны полномочия Президента существенно урезаны, тем не менее, Армения по инерции пока живет по законам президентской власти и уже сегодня в борьбе за этот пост имеет место некое перераспределение сил. Что происходит в реальности и кто к чему стремится — станет ясно сразу после парламентских выборов. А то, что выборы эти существенно будут отличаться от всех предыдущих — сомневаться не приходится. Во-первых, сократилось число мажоритарных округов — теперь они называются рейтинговыми, и число сократилось с 41 до 13. Иначе говоря, борьба за эти мандаты будет жесточайшая.
Не будем также забывать, что реформированная Конституция наделяет широкими правами оппозицию — вплоть до поста одного из вице-спикеров НС, множеством иных возможностей…
Что касается вопроса о присоединении Овика Абрамяна к предвыборному блоку своего близкого родственника, олигарха Гагика Царукяна, о чем трубят отечественные аналитики, — это маловероятно, поскольку блок в таком случае приобретет клановый окрас, да и неприлично. Во всяком случае, подобного прецедента создания семейственного блока в Армении пока не было. А впрочем, никогда нельзя говорить “никогда”, особенно в большой политике.