Москва и Анкара проводят активные обсуждения вопросов, касающихся подготовки намеченных на 23 января в Астане межсирийских переговоров. По сообщению агентства Anadolu со ссылкой на турецкие дипломатические источники, подготовка к встрече ускорилась на фоне снижения числа фактов нарушения договоренности о перемирии в Сирии. По информации представителей политического и военного крыла сирийской оппозиции, они обсуждают с официальной Анкарой повестку дня предстоящих переговоров в столице Казахстана. В частности, формулируются требования и предложения оппозиции.
Между тем, РИА Новости, ссылаясь на источник в сирийской оппозиции, сообщает, что от результатов проходящих в Анкаре консультаций зависят сроки проведения встречи по Сирии в Астане. “Время заседания в Астане до сих пор не определено, возможно, оно будет отложено на неделю. Все ждут итогов заседания вооруженных группировок в Анкаре… Согласно имеющейся информации, в переговорах в Астане будут участвовать только вооруженные объединения, а не политические силы, то есть политические представители присутствовать не будут”, — сказал собеседник агентства.
При этом он подчеркнул, что итогом встречи в Астане должно стать согласование документа о прекращении огня при параллельном запуске политического процесса в Женеве. “Цель встречи — достижение документа о прекращении огня, и на фоне этого документа возобновляется политическое решение (по Сирии), которое будет достигнуто через Женеву (в Женеве 9 февраля должен пройти второй раунд переговоров — Г.М.), а не через Астану”, — сказал источник. Он также отметил, что “представители делегации Астаны будут присутствовать в Женеве для формирования единой делегации на переговорах, речь идет о политических и военных кадрах”.
Один из лидеров сирийского “Народного фронта за перемены и освобождение” Кадри Джамиль, встречавшийся на днях в Москве со спецпредставителем президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителем главы МИД Михаилом Богдановым, сообщил, что на сегодняшний день приглашения в Астану, которые рассылаются “под эгидой Турции и России”, получили лишь представители Дамаска и ряда вооруженных группировок, но не сирийская политическая оппозиция, пишет “Коммерсант”. По его словам, ключевой задачей должно стать “формирование единой делегации от оппозиции”, поскольку наличие сразу нескольких делегаций станет препятствием для будущих переговоров.
Президент Сирии Башар Асад, напомним, заявил о готовности вести переговоры с 91 группировкой оппозиции — за исключением “Исламского государства” и “Джебхат ан-Нусры”. В своем интервью французским СМИ Асад предупредил, что в Астане он будет говорить лишь с “настоящей” оппозицией: “Когда я говорю “настоящая”, то имею в виду ту оппозицию, которая имеет корни в Сирии, а не саудовскую, французскую или британскую”. Он при этом не уточнил, кто, где и когда должен будет составить списки “настоящих” оппозиционеров.
Таким образом, вопрос о составе участников вновь, как это уже было, может стать серьезным препятствием для межсирийских переговоров. Примечательно, что на встречу в Астане не приглашены представители сирийских курдов. “Мы не приглашены. По-видимому, наложен запрет на наше присутствие”, — заявил агентству Франс Пресс представитель сирийской курдской партии “Демократический союз” Халед Иса. “Похоже, только представители вооруженных группировок, не политические представители (оппозиции) будут приглашены на переговоры с сирийским режимом в Астане”, — добавил он.
Неудивительно, ибо против участия сирийских курдов из партии “Демократический союз” в планируемых переговорах по Сирии в Астане активно выступала и выступает Турция, неустанно заявляющая, что не допустит создания курдского государства на севере Сирии. Не далее, как 24 декабря об этом вновь заявил президент ТР Реджеп Эрдоган. Он подчеркнул, что Турция выступает за территориальную целостность Сирийской Арабской Республики и не позволит создать какое-либо государственное образование на севере этой страны. По его словам, Турция выступает за создание на севере Сирии зоны, свободной от террористических организаций, и пытается создать такую зону с помощью своих экспедиционных войск и “Сирийской свободной армии”, которая другими сторонами конфликта считается террористической организацией. Для этого Анкара проводит операцию “Щит Евфрата”. При этом на севере Сирии турецкие войска воюют не только против террористов из “Исламского государства”, но и против курдских сил.
Как заявил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, свою позицию по этому вопросу Анкара довела до сведения Москвы.
Курды компактно проживают на территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана. В Турции все курдские политические организации объявлены террористическими, и турецкие военные силы подвергают курдов жесточайшим репрессиям. В Ираке курды уже получили фактическую самостоятельность в виде широкой автономии. В Сирии курды, добившись определенных успехов в борьбе с “Исламским государством”, объявили о создании собственного государственного образования. В конце декабря агентство Reuters сообщило, что сирийские курды и их союзники согласовали проект программы создания федерального правительства на севере Сирии. “Проект социального договора ратифицирован… Исполнительный комитет будет готовиться к выборам (первых региональных администраций, а затем и органов центральной власти)”, — сообщил официальный представитель курдов”.
11 января Сирийский Курдский национальный совет (ENKS), выступающий за федерализацию северных районов страны, заявил о намерении обнародовать проект конституции будущей автономии уже в ближайшее время. В комментарии агентству Sputnik председатель объединения Михемед Муслим сообщил, что работа над документом под названием “Предложение по управлению курдскими районами в Сирии”, который сами члены ENKS называют “проектом конституции” Федерации Северной Сирии, ведется в Швейцарии специальной экспертной группой. “Мы уже долгое время ведем работу над данным законопроектом. В ближайшее время, после принятия текста документа на конгрессе Совета, он будет официально обнародован. Сначала мы намерены представить его сирийскому народу, а затем — общественности России, Европы и всего мира. Законопроект предполагает федеративное устройство, согласно ему, столицей Сирийского Курдистана будет объявлен город Камышлы, поскольку он расположен в центре региона и является его самым крупным населенным пунктом”, — заявил Муслим.
Он подчеркнул, что Совет выступает за формирование федеративной системы управления не только в северных районах Сирии, но и на территории страны в целом. “Мы уверены, что ситуация в Сирии может нормализоваться только с введением федеративного устройства. Лишь федеративная система может положить конец гражданской войне и смертям в Сирии. Благодаря ей народы Сирии смогут жить так, как они хотят, в условиях той культуры, которая им близка”, — подчеркнул Муслим.
Официальный Дамаск, выступающий, естественно, за сохранение целостности страны, считает незаконным объявление сирийскими курдами о создании федеративного региона на севере страны.
Возвращаясь к теме подготовки к межсирийским переговорам в Астане, отметим, что недоверчивое отношение президента Сирии Башара Асада к своему турецкому коллеге не претерпело изменений. В интервью французским СМИ он обосновал свое отношение тем, что Эрдоган — исламист, а также обвинил его в подавлении демократии, заметив, что президент Турции “посадил в тюрьмы больше политзаключенных, чем все арабские страны, вместе взятые”. По сути, Асад дал понять, что не признает Турцию как посредника.
Недовольство военным присутствием Турции в Сирии постоянно выражает также Иран, считающий это присутствие незаконным, ибо Дамаск ее не приглашал. Раздражают Тегеран и не прекращающиеся попытки Анкары добиться вывода из страны проиранских военизированных формирований, как “Хезболла”, которые, в отличие от Турции, получили приглашение властей Сирии.
Так что, к вышеозначенным разногласиям по составу участников межсирийских переговоров добавляются разногласия в “тройке” Россия-Турция-Иран. Эта “тройка”, собственно, и инициировала встречу в Астане, результаты которой, однако, в складывающейся ситуации могут быть весьма неоднозначными.