Буквально в последние дни минувшего года Центральная избирательная комиссия Армении на внеочередном заседании утвердила график работ и мероприятий по подготовке предстоящих 2 апреля парламентских выборов.
Председатель ЦИК Тигран Мукучян заявил, что в утвержденном графике в общей сложности содержится 117 пунктов, которые соответствуют Избирательному кодексу РА.
“Первое действие по указанному графику — справка о числе избирателей, предоставляемая полицией Армении в срок, не позже чем за 3 дня после назначения даты выборов. Эта справка нами уже получена”, — сказал глава Центризбиркома.
ЦИК постановила, что представление документов на участие в выборах начнется 6-го и завершится 16 февраля. Предвыборная агиткампания стартует 5 марта и завершится 31 марта. День голосования — 2 апреля. Электронное голосование начнется 24 марта — в нем принимают участие сотрудники диппредставительств Армении за рубежом и члены их семей. На электронное голосование отводится 2 суток, и оно завершится 26 марта 2017 года.
Таким образом, политические силы Армении получили месячный срок для того, чтобы хорошенько подготовиться к единственным отныне общегосударственным выборам: ведь согласно обновленной Конституции нового главу государства в 2018 году будет избирать уже парламент. За этот месяц партиям предстоит уточнить свои пропорциональные списки, определиться с формированием союзов и блоков.
Основные акторы на политическом поле — ныне правящая Республиканская партия, Армянская революционная федерация “Дашнакцутюн”, ныне являющаяся коалиционным партнером РПА, и, как уже писала “РА”, оппозиционная сила Армянский национальный конгресс во главе с первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном, — уже заявили о намерении участвовать в выборах по отдельности.
О намерении сформировать предвыборный блок уже заявили партии “Республика”, “Светлая Армения” и “Гражданский договор”. Напомним, лидер первой из перечисленных, экс-премьер-министр Армении, родной брат Спарапета Вазгена Саркисяна Арам Саркисян, возглавляет вторую партию Эдмон Марукян, депутат НС, третью возглавляет также депутат НС, оппозиционер Никол Пашинян. Электорату более известен последний — своими острыми выступлениями с парламентской трибуны. Все три партии, составляющие блок, отличаются прозападной ориентацией — во всяком случае, именно такой славой пользуются на политическом поле. Слабые, малочисленные партии, по всей вероятности, даже вместе не смогут преодолеть барьер парламентского представительства. Возможно, Николу Пашиняну удалось бы в одиночку набрать больше голосов, чем в компании с “Республикой” и “Светлой Арменией”, лидер последней, заметим, замешан в достаточно скандальной истории, связанной с выборами мэра Ванадзора. Напомним: Эдмон Марукян попытался “протащить” родного брата в градоначальники Ванадзора, не получилось, чему поспособствовали и некоторые положения нового Избирательного кодекса, в частности, бонусная система распределения голосов избирателей. Заметим, она же послужит причиной многих споров и жалоб на парламентских выборах.
Что касается еще одной оппозиционной, с позволения сказать, силы (слово уже не слишком подходит этой партии) — “Наследия”, то она, создается впечатление, ныне просто не существует. Напомним: на президентских выборах 2013 года отец-основатель и бессменный лидер наследников Раффи Ованнисян, кстати, экс-министр иностранных дел Армении, набрав 500 тысяч голосов, отошел от дел, по разным наблюдениям, намеренно ослабил партию, больше времени проводит на своей родине — в США, чем в Армении. А до президентских выборов, после парламентских выборов 2012-го он направил в парламент не активных членов своей партии, а включенных в пропорциональный список представителей других партий. И сложилось так, что ныне из наследников в парламенте осталась одна лишь Заруи Постанджян, известная своими “пламенными”, порой весьма опасными речами, призывами к насильственному свержению конституционного строя. Другие более-менее активные члены этой партии ныне пребывают в активных поисках: по разным слухам, они пытаются найти себе пристанище в пропорциональных списках других партий, естественно, малочисленных и не слишком популярных (к другим, более авторитетным, и близко не рискуют подходить), дабы обеспечить себе место под солнцем. О намерении участвовать в выборах партия “Наследие” пока не заявляла, по всей вероятности, и не будет участвовать, если не произойдет некое чудо. Подобное тому, как слабый политический деятель Раффи Ованнисян на президентских выборах вдруг набрал полмиллиона голосов, заняв второе место после действующего главы государства Сержа Саргсяна.
Об участии в выборах уже заявила и новоиспеченная партия “Амахмбум” (отпочковавшаяся от “Процветающей Армении), возглавляемая экс-главой МИД РА Варданом Осканяном. Напомним, что после того, как лидер ППА, крупный бизнесмен Гагик Царукян заявил об уходе из большой политики, фракция созданной им партии, занимающая по численности второе место в законодательном органе, раскололась на несколько частей: одни вовсе покинули ряды партии, а Вардан Осканян, собрав несколько единомышленников, зарегистрировал партию и надеется преодолеть избирательный порог. Ныне в этой партии сформирована группа переговорщиков, в которую вошли депутаты Степан Маргарян и Элинар Варданян, для консультаций с другими политическими силами о сотрудничестве и по вопросу участия в выборах. Одна любопытная деталь: летом, когда группа преступников захватила территорию столичного полка ППС и некие горе-активисты, дабы поддержать преступников, устраивали митинги неподалеку от захваченного полка, к ним пытался присоединиться и господин Осканян в сопровождении госпожи Элинар Варданян. Он попытался поговорить с собравшимися, но получил такой отпор, что вынужден был уйти. По всей вероятности, ему просто хотелось определить степень своей популярности и симпатий к нему. И определил…
Интригой дня продолжает оставаться позиция бизнесмена Гагика Царукяна. Примет ли он сам участие в выборах, или нет, и если да — то в каком формате, задействует ли свое детище — партию “Процветающая Армения”, или станет сотрудничать (и, естественно, спонсировать) с иной политической силой. Это, вероятно, продлится до половины февраля.
Об отошедшем от политической деятельности Гагике Царукяне вспомнили не случайно — и не только потому, что активисты его партии уже несколько раз обращались к нему с челобитной о возвращении в политику, а потому, что его возвращение спутает все карты на оппозиционном поле. Как ни крути, а при всей своей одиозности он-таки способен забрать (или просто купить) львиную долю голосов протестного электората, как однажды уже имело место, и остальным перепадут лишь крохи, если вообще что-то перепадет…
Об остальных партиях, претендующих на парламентское представительство — в последующих номерах “РА”.