Именно этой теме было посвящено состоявшееся в минувшую субботу ежегодное заседание Евразийского экспертного клуба, члены которого — экономисты, политологи, социологи — попытались на уровне экспертного сообщества дать оценку сложившейся на сегодня ситуации и очертить круг шагов, необходимых для максимально полного раскрытия потенциала интеграционного взаимодействия как на пространстве Евразийского союза, так и СНГ в целом.
Уходящий 2016 год был довольно сложным для стран ЕАЭС из-за неблагоприятных внешних экономических условий. Однако, как отметил в своем выступлении Чрезвычайный и Полномочный посол Казахстана в Армении Тимур Уразаев, не стоит оценивать эту ситуацию с негативной точки зрения. Свою точку зрения он объяснил тем, что, если абстрагироваться от текущих трудностей и обратиться к цифрам, то однозначно можно констатировать тот факт, что за этот год товарооборот между государствами — участниками ЕАЭС упал только в долларовом исчислении, а в физическом объеме показатели продемонстрировали рост.
“Армянская сторона в этом смысле выиграла. Более того, Армения выглядела гораздо более успешной и в сфере монетарной политики, поскольку девальвация армянской национальной валюты была намного ниже, чем в странах ЕАЭС”, — пояснил посол.
То, что отечественная валюта сумела удержать свои позиции, конечно же, хорошо в плане инфляционных процессов. Но обратная сторона этой медали заключалась в том, что высокий курс драма сделал местные товары, экспортируемые на рынки ЕАЭС, достаточно дорогими, а значит, менее конкурентоспособными в ценовом аспекте. Однако, несмотря на это, товарооборот Армении со странами Евразийского пространства нарастил объемы. В частности, вдвое выросли торговые обороты между Беларусью и Арменией и, как рассказал на заседании посол Беларуси в Армении Игорь Назарук, в белорусских магазинах появились в большом количестве армянская минеральная вода “Бжни”, “Джермук”, мясопродукты, коньяк, вина и плодоовощная продукция.
Одним из ключевых факторов для дальнейшего наращивания взаимного товарооборота между странами ЕАЭС является налаживание взаимодействия без изъятий и ограничений. Работы в этом направлении, по словам г-на Назарука, активно ведутся и касаются они не только перемещения товаров, но и услуг, финансового сектора, человеческих ресурсов.
Еще одна важная тема на повестке заседания Евразийского экспертного клуба касалась вопросов сопряжение ЕАЭС с предлагаемым КНР проектом “Шелкового пути”, что, по мнению участников заседания, может стать мощным посылом для объединения потенциала всего евразийского континента. О том, какие возможности для экономики Армении открывает перспектива реализации подобного проекта, рассказал в своем докладе доктор экономических наук, профессор Ашот Тавадян.
По его словам, важнейшее значение в экономике Китая имеет четкая установка ориентиров и регулирование экономики, в соответствии с чем формируется денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика.
“В этой установке ориентиров огромную роль играет оптимизация экономической структуры за счет наукоемких и инновационных проектов. Темп роста экономики Китая — один из самых высоких в мире: в течение 30 лет он составлял в среднем 9,9 ежегодно и лишь в 2015г. снизился до 6,9%, став самым низким показателем за последние годы. Хотя, скажем, для экономики Армении такой показатель можно считать ориентиром”, — отметил эксперт.
Динамично растущая экономика Китая, с одной стороны, а с другой — рост торговых и инвестиционных связей ЕАЭС с КНР, привел к тому, что страны Евразийского пространства на сегодня крайне заинтересованы в сопряжении с экономическим поясом Шелкового пути и в китайских инвестициях. Ведь членство в ЕАЭС предполагает сложение экономического потенциала и наличие общего рынка, что положительно влияет на развитие экономических отношений с другими странами, в том числе, и с Китаем. Однако, по мнению г-на Тавадяна, слабая согласованность макроэкономических показателей, особенно по инфляции и курса национальных валют, не способствует координации экономической политики с КНР. И это при том, напомнил экономист, что согласование макроэкономических показателей является одним из основных требований Договора о ЕАЭС.
Вопрос в том, что перспектива создания зоны свободной торговли требует проведения согласованной макроэкономической политики не только между странами Евразийского экономического союза, но и Китаем. В противном случае существует риск неравной конкуренции между предприятиями данных стран.
“В развитых малых странах соотношение экспорта к ВВП не ниже 30%, поскольку очевидно, что рынок там небольшой, в связи с чем экспорт становится решающим фактором развития. Значительный рост экспорта возможен прежде всего в близких по развитию и по целям странах ЕАЭС, а также в сопряжении ЕАЭС и экономического пояса Шелкового пути, где очевиден его приоритет в качестве общегосударственной задачи. Осознание этого, естественно, предполагает интеграцию экономики Армении не только с ЕАЭС, но и с Китаем”, — подчеркнул г-н Тавадян.
При этом высокий рост экспортных показателей наиболее вероятен для тех сфер, продукция которых востребована в странах, где сформировался спрос на данные товары и который не полностью покрывается в том числе из-за пока недостаточно согласованной налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, в частности, несогласованности курсов национальных валют в ЕАЭС.
В этом смысле, по оценкам экономиста, для Армении экспортный потенциал имеют сельскохозяйственная и винно-коньячная продукция, легкая и химическая промышленность, глубокая переработка цветных металлов, обработка драгоценных камней и металлов. “Весьма важно найти свою нишу и в производстве оборонной продукции, нанотехнологий, машиностроении, станкостроении”, — уточнил г-н Тавадян.
Пока что в структуре инвестиций экономики Армении, несмотря на огромный потенциал китайских инвестиций, передовых позиций Китай не занимает. Но с учетом возможностей ЕАЭС в сфере сопряжения с поясом Шелкового пути весьма перспективными могут стать строительство медеплавильных заводов, что особенно актуально на фоне значительных (примерно 60%) объемов экспорта медного концентрата из Армении в Китай. Помимо этого, по мнению эксперта, перспективы имеются и в плане совместного производства строительных материалов, вложений в развитие туризма, производства лекарств и т.п.
“Для эффективного сопряжения с экономическим поясом Шелкового пути странам ЕАЭС, соответственно Договору ЕАЭС, необходимо скорректировать и согласовать приоритеты экономической политики стран, четко определить ее цели, сформулировать новую модель развития экономики, спрогнозировать ожидаемые результаты. Учитывая огромный потенциал сопряжения ЕАЭС с поясом Шелкового пути, ключевой задачей становится не только согласование экономической политики между странами ЕАЭС, но и координация экономической политики с Китаем. Необходимо также четко представить и оценить возможности и эффективность подключения стран ЕАЭС, в том числе и Армении, к строительству Шелкового пути. Армения, являясь перекрестком путей с Запада на Восток, имеет достаточно высокий образовательный уровень, инициативную рабочую силу, облегченную процедуру получения сертификатов и регистрации бизнеса, развитую структуру информационных технологий, что делает ее весьма интересной для остальных участников проекта”, — заключил г-н Тавадян.