8-9 декабря в Гамбурге состоится 23-е заседание Совета министров ОБСЕ (СМИД), на котором в числе других вопросов будет обсуждено урегулирование азербайджано-арцахского конфликта. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху рассматривают саммит как возможность продолжения диалога между Арменией и Азербайджаном. Посредники (представители США, России и Франции) планируют не только встретиться с министрами иностранных дел двух стран, но и организовать встречу Эдварда Налбандяна и Эльмара Мамедъярова. На данный момент трудно сказать, состоится ли встреча армянского и азербайджанского министров.
Глава МИД Армении не исключает вероятность встречи в Гамбурге со своим азербайджанским коллегой, однако на момент написания статьи подтверждения ее не поступало. И вовсе не потому, что Ереван избегает переговоров, как это пытается представить Баку в своих пропагандистских демаршах, а по причине провокационной и деструктивной политики и позиции Азербайджана.
Милитаристская риторика президента Азербайджана свидетельствует о том, что переговорный процесс используется властями Азербайджана в качестве ширмы, а на самом деле они ведут совершенно другую политику, заявил журналистам замминистра иностранных дел РА Шаварш Кочарян. По его словам, Баку демонстрирует свое участие в переговорном процессе, а на деле ведет пропагандистскую работу, направленную на искажение сути конфликта, сводя ее к проблеме территориальной целостности и уводя от вопроса права народов на самоопределение. Таким образом, Азербайджан готовит почву для решения вопроса военным путем, отметил Ш.Кочарян.
Он подчеркнул, что провал предпринятой в начале апреля Азербайджаном попытки блицкрига показал ошибочность расчетов Баку на ослабление армянских государств путем блокирования коммуникаций, равно как на запугивание Армении и Арцаха ростом азербайджанского военного потенциала и превосходства в количестве вооружений и в численности военнослужащих. “Другое дело, что и у нас были просчеты, которые мы пытаемся исправить”, — признал Ш.Кочарян.
Замминистра подчеркнул, что не следует ожидать прогресса на переговорах, пока существует угроза возобновления войны, пока между сторонами нет доверия и пока на линии соприкосновения звучат выстрелы и проводятся провокационные вылазки. “Это те реалии, которые были отмечены в Вене после апрельской войны. Прежде всего, необходимо провести работы в этом направлении, чтобы претворить в жизнь бессрочный режим прекращения огня”, — сказал замминистра. Он напомнил, что обсужденный в Вене вопрос внедрения механизмов расследования отнюдь не новость, ибо это является международным обязательством Азербайджана еще с 1995 года. Другое дело, что как тогда, так и сейчас, даже после венских договоренностей, азербайджанская сторона пытается торпедировать этот процесс.
Азербайджан своими действиями лишь подтверждает вышесказанное. Во-первых, Азербайджан, следуя им же заведенной традиции, в преддверии Гамбурга наращивает напряженность на границах с Арменией и Арцахом, обстреливая позиции армянских армий и приграничные населенные пункты из минометов калибра 60 и 82 мм, а также автоматических гранатометов на станке, попутно распространяя дезинформацию о, якобы, жертвах среди армянских военнослужащих. Во вторых, президент Азербайджана Ильхам Алиев открытым текстом озвучил очередную порцию угроз в адрес армянских государств и территориальных притязаний не только на Арцах, но и на… Ереван, Мегри, Горис. Более того, Алиев, на переговорах настаивающий на решении проблемы Арцаха на основе международного права (в азербайджанской, естественно, интерпретации), громогласно провозгласил, что “сегодня в мире понятие “международное право” уже потерпело крах”, что “сейчас основной фактор — это сила”, посему Азербайджан должен создать “еще более могущественную армию”.
“Неприкрытые территориальные претензии Азербайджана к Армении наглядно свидетельствуют, почему международное сообщество должно признать независимость Нагорного Карабаха. Азербайджан должен нести ответственность за развязанную в отношении самоопределившегося Нагорного Карабаха агрессию и ее последствия”, — заявил в ответ Шаварш Кочарян (Арменпресс).
Очевидно, что в сложившейся ситуации и речи не может быть о каких-либо подвижках в переговорном процессе, тем паче — о территориальных уступках армянских сторон в обмен на призрачный референдум по вопросу статуса Арцаха. А таковые уступки предусматривают все еще лежащие на столе переговоров Мадридские принципы, которые посредники именуют взвешенными, но которые на самом деле основаны на искаженном представлении сути конфликта, столь же искаженно представляют его хронологию и нуждаются в кардинальном пересмотре, ибо их реализация в нынешнем виде, да еще в условиях постоянной угрозы новой агрессии Азербайджана, приведет не к миру, а к новой войне. Вот почему Ереван настаивает на определении статуса Арцаха.
Вопрос о передаче Азербайджану каких бы то ни было территорий может стать предметным только в случае определения статуса Нагорного Карабаха, заявил Радио Азатутюн пресс-секретарь президента Армении Владимир Акопян. “Пакет предложений по урегулированию (карабахского конфликта) фиксирует необходимость сухопутной связи между Арменией и Нагорным Карабахом, о каком-либо анклавном статусе даже речи быть не может. Речь не идет лишь о сухопутной дороге, объединяющей Армению и Нагорный Карабах, а о такой широкой, безопасной и бесперебойной сухопутной связи, которая будет полностью защищена от любых посягательств со стороны Азербайджана”, — подчеркнул Акопян.
По его словам, “особенно после апрельской войны нынешний статус прилегающих территорий, являющихся зоной безопасности, более чем оправдан, учитывая постоянную и непосредственную угрозу народу Нагорного Карабаха”.
А заместитель руководителя администрации президента Нагорного Карабаха Давид Бабаян подчеркнул, что “освобожденные территории для Арцаха — это вопрос жизни и смерти”. “Для нас это не вопрос амбиций, это наша безопасность, и возврата к прошлому не будет ни в плане границ, ни тем более в плане статуса. Как мы можем ослабить нашу безопасность, чтобы вновь была война и нас уничтожили?” — добавил Бабаян.
Комментируя News.am высказывание главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова о якобы “невозможности рассмотрения вопроса статуса на предварительном этапе”, Давид Бабаян отметил, что народ Арцаха прекрасно помнит попытку властей Азербайджана “решить” вопрос путем физического уничтожения населения Нагорного Карабаха.
Заявление же Мамедъярова показывает, что в Азербайджане и не думали отказываться от агрессивной, фашистской риторики. “Когда мы говорим, что нет возврата к прошлому, в том числе к границам, мы это говорим не в отместку заявлениям из Баку. Есть прецедент, когда Азербайджан пытался физически уничтожить Нагорный Карабах, и это произошло не 100-200 лет назад, а всего лишь 25-30 лет назад, начиная с 1988г. Ведь тогда же Нагорный Карабах был автономной областью. И какими были действия Баку? Геноцид в Баку, Кировабаде, Сумгаите, оккупация Северного Арцаха и депортация армянского населения, частичная депортация армянского населения Нагорного Карабаха, потом широкомасштабная война, геноцидальные проявления в Будапеште (убийство армянского офицера Гургена Маркаряна — ред.). Сейчас пытаются навязать нам свои агрессивные, хищнические планы”, — отметил Бабаян.