По прогнозам Всемирной торговой организации, темпы роста мировой торговли в 2016-2017 годах впервые за 15 лет окажутся ниже темпов роста глобальной экономики, при том, что объемы контрафакта демонстрируют тенденцию к увеличению. Так, если в 2014 году этот показатель составлял около 250 млрд долларов, то уже год спустя объемы контрафакта выросли почти на 85%, достигнув отметки в 461 млрд долларов, или около 3% от общей мировой торговли. Для сравнения, эта цифра практически равна объему ВВП крупной европейской страны.
“Начиная с 2015 года, страны ЕАЭС живут в ином экономическом пространстве, и, соответственно, у них общие проблемы. В сложившихся условиях мы не можем допустить появления барьеров на внутренних рынках. Поэтому нужно думать о том, как предотвращать появление контрафакта на нашей территории, как увеличить конкурентоспособность, чтобы минимизировать желание импортировать продукцию, не соответствующую стандартам качества, и как взаимодействовать с партнерами”, — заявил министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тимур Сулейменов, выступая на открытии Международного форума “Антиконтрафакт-2016”.
Это уже четвертый по счету форум, нацеленный на защиту рынков от незаконного оборота контрафактной и фальсифицированной продукции. На этот раз мероприятие проходило в Армении, собрав в столичном отеле “Марриотт” представителей Всемирной организации интеллектуальной собственности, Евразийской экономической комиссии, Всемирной таможенной организации, Международной ассоциации владельцев товарных знаков, правоохранительных органов и патентных ведомств Армении, России, Казахстана, Беларуси и Кыргызстана. Организаторами же форума выступили Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Евразийская экономическая комиссия и Международная ассоциация “Антиконтрафакт” при поддержке правительства Армении.
Судя по выступлениям ключевых докладчиков форума, проблема незаконного оборота, в частности, промышленной продукции крайне актуальна для всех государств — членов ЕАЭС. А новые экономические условия стали дополнительным стимулом для участников общего рынка к активизации борьбы с контрафактом. В России, к примеру, за последние годы в этом направлении была проделана большая работа: создана Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, одобрены законодательные инициативы, призванные защитить ключевые отрасли промышленности. При этом главным приоритетом государства в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции является создание благоприятных условий для беспрепятственного открытия, расширения и развития легального бизнеса в соответствующих отраслях.
Что касается ЕАЭС, то уже стартовал пилотный проект по маркировке меховых изделий, по результатам которого, маркировку можно будет распространить и на другие чувствительные к незаконному обороту категории товаров. Однако, как было отмечено на форуме, до сих пор еще остается множество проблем на пути к формированию цивилизованного рынка товаров и услуг, а их решение требует дальнейшей проработки и скоординированных действий всех стран Союза.
“По мере сближения стран ЕАЭС возникает необходимость формирования единой политики в решении общих проблем в сфере незаконного оборота товаров, являющейся одной из острых проблем, которая наносит прямой урон экономике наших стран. В России по разным секторам экономики он составляет от 5-30%. Думаю, что у наших коллег цифры не меньше. Это очень серьезный ущерб для экономики, а в условиях единого экономического пространства данная проблема может принять еще большие масштабы”, — оценил ситуацию министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, добавив, что во избежание этого все участники Союза должны стать гарантом защиты общего рынка. “Поэтому нам необходимо выстроить единую систему противодействия, работающую по каждому из звеньев цепочки нелегального движения товаров на всем пространстве ЕАЭС. И первым шагом в этом направлении является определение национальных органов, которые будут курировать работу в комплексе”, — пояснил глава российского Минпрома.
Армения, в свою очередь, выразила готовность взаимодействовать с Россией в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции и углубления интеграционного сотрудничества в этой сфере. Соответствующее заявление, которое послужит практическому межгосударственному взаимодействию в данном вопросе, было подписано в ходе форума “Антиконтрафакт-2016” министром экономического развития и инвестиций РА Суреном Караяном и министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым.
При этом, как отметил вице-премьер-министр международной экономической интеграции и реформ Ваче Габриелян, противодействие незаконному обороту контрафактной продукции имеет важное значение для построения цивилизованного рынка, улучшения делового и инвестиционного климата и поощрения творческой деятельности.
“Данная тематика особенно важна в контексте формирования ЕАЭС. Свободное перемещение товаров по единой таможенной территории при отсутствии госконтроля усложняет работу по противодействию незаконному обороту промпродукции. Для этого нужны слаженные действия. Надеюсь, что полученные на форуме результаты будут полезны всем участникам, а предложенные рекомендации найдут свое применение в практической деятельности”, — высказал свою точку зрения г-н Габриелян.
Рекомендации экспертов приобретают еще большую актуальность на фоне того, что с 1 января 2017 года на пространстве ЕАЭС будет действовать единый рынок лекарств, который, как ожидается, приведет к повышению качества лекарственных препаратов и снижению цен на медикаменты. Однако функционирование единого рынка одновременно создает необходимость выстраивания эффективной системы межгосударственных мер противодействия незаконному обороту.
“Ни для кого не секрет, что страны, с которыми мы строим или собираемся строить зоны свободной торговли и заключать соглашения по экономическому сотрудничеству, к сожалению, являются основными поставщиками контрафактной продукции. Так, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, Китай поставляет 63% контрафакта во всем мире, Сингапур — 1,5%, Индия — 3%, — проинформировал министр по экономике и финансовой политике Тимур Сулейменов.
Впрочем, на этом этапе, скорее, важно, не кто виноват, а что делать в подобных условиях. По мнению министра ЕЭК, на данном этапе в рамках переговоров с партнерами страны ЕАЭС должны обеспечить защиту интеллектуальной собственности и заложить нормы таможенного сотрудничества. Проблемным моментом в этой сфере в основном является разный объем полномочий у таможенных органов, в частности, тот факт, что таможенные реестры не всегда совпадают.
То, что свободное перемещение товаров при отсутствии таможенного контроля усложняет работу по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, констатировал также и министр международной экономической интеграции и реформ, вице-премьер-министр Ваче Габриелян. Для решения же этого вопроса, уточнил он, необходимы слаженные действия, которые будут основаны на принципах законности, открытости и комплексности.
“Недавно вступил в силу Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в странах Евразийского экономического союза. Успешная реализация договора позволит сформировать скоординированную политику по борьбе с правонарушениями в данной сфере и развить сотрудничество уполномоченных органов”, — заключил Габриелян.