Три невластные политические силы, представленные в парламенте (ППА, АНК и “Наследие”) на днях завершили встречи в областях и сегодня готовятся провести на площади Свободы в Ереване митинг.
Пишем “невластные силы”, поскольку присутствие “Процветающей Армении” уже не позволяет собирательно называть эти партии оппозицией: ППА никогда не декларировала себя таковой, изначально, покинув ряды коалиции, провозгласив себя альтернативой. Однако ныне лидирует в сформировавшемся трио (напомним, что оппозиционная АРФД, мотивировав несогласием с тремя остальными партиями по вопросу конституционной реформы, сторонником которой выступает, участия в митингах не приняла), невооруженным глазом видно, что именно она играет первую скрипку, и остальные в основном выполняют ее волю.
Правда, на встречах в областях звучала острая критика в адрес политического руководства, требование смены власти, но до последних дней — исключительно в устах представителей радикальной оппозиции. Подобные события для Армении — не новость, в свое время были силы, которые буквально назначали конкретный день и час свержения власти. Но это оказалось сценкой из театра абсурдов. Верно, впоследствии произошла смена власти — но исключительно конституционным путем, и предрекающие ее силы оказались, в общем-то, ни при чем.
Ныне же митингующие силы заявляют, что начинают процесс, который завершится сменой власти. Оставив в стороне то обстоятельство, что подобной ситуации в Армении сегодня не существует, сосредоточим внимание на том, что авторы этих заявлений не объясняют своей аудитории, что конкретно имеется в виду: сегодня свергнуть власть и занять ее место (что абсолютно нереально), или на очередных выборах одержать победу и опять-таки занять место у рычагов власти. Так или иначе, после очередных президентских выборов власть сменится: согласно Основному Закону страны, действующий Президент не вправе баллотироваться в третий раз подряд. Понятно, что новый человек придет со своей командой, так что появление новых лиц у рычагов власти неизбежно.
Однако в последние дни о смене власти с политических трибун говорят уже и представители альтернативной ППА. На состоявшемся на днях в Гюмри митинге об этом заявила секретарь фракции Наира Зограбян: “Эти власти должны уйти”. Напомним, что до сих пор вторая по численности фракция в парламенте подобных заявлений себе не позволяла. Что же изменилось в последний период и как оценивает это заявление правящая Республиканская партия, с которой до недавнего времени ППА составляла коалицию и по множеству объективных и субъективных причин (обстоятельство принадлежности к олигархии лидера партии Гагика Царукяна, его близкие родственные связи с высокопоставленными чиновниками и др.), не озвучивала подобных заявлений.
Вице-спикер НС, пресс-секретарь РПА Эдуард Шармазанов в интервью одной из газет отметил, что подобные заявления (имеется в виду заявление Наиры Зограбян) нуждаются в уточнении в рамках самой ППА, напомнив высказывание самого Гагика Царукяна о том, что его партия не может быть в оппозиции. В целом же господин Шармазанов полагает, что заявление на митинге не может восприниматься как официальная позиция ППА. “Когда лидер этой партии заявит, что их целью является смена власти — тогда я, как вице-спикер НС и пресс-секретарь ППА выступлю с официальным заявлением”, — заявил он.
“В первую очередь, непонятно, что она имеет в виду, когда говорит о смене власти: правительство, отдельных министров, Национальное Собрание”, — в ходе пресс-конференции коснувшись заявления представителя ППА, сказал председатель постоянной комиссии НС по государственно-правовым вопросам Ованес Саакян, напомнив заявление “ПА”, что эта смена власти связывается с конституционными реформами. “Если вдруг конституционные реформы не будут проведены, они больше не будут требовать смены власти?”, — задался вопросом депутат.
…Несколько дней кряду отечественная пресса муссировала вопрос: примут ли участие в сегодняшнем митинге лидеры ППА, АНК и “Наследия”. Обсуждаемую тему “подбросили” в СМИ сами представители указанных партий, со всей очевидностью стремясь еще более подогреть интерес к сегодняшнему митингу. И в какой-то мере это им удалось. О каком общегосударственном митинге (так квалифицировали свое мероприятие сами организаторы) может идти речь, если лидеры не будут присутствовать и не выступят с пламенными речами. Что скажут экс-президент Армении Левон Тер-Петросян и экс-кандидат на пост главы государства Раффи Ованнисян не трудно предугадать — эти люди неоднократно высказывали свою позицию.
Но примет ли участие в нем и выступит ли Гагик Царукян, и главное — что скажет, помимо декларативных заявлений о поддержке народа. Ведь если проследить ход последних встреч в областях, не трудно заметить: в заявлениях этих сил нет идеологической основы, все строится на социальных трудностях. И собравшаяся аудитория охотно заглатывает эту наживку, авторы же заявлений набирают дивиденды.
Судя по заявлению господина Шармазанова о том, что РПА расценит официальной позицией ППА только самоличное заявление господина Царукяна, он должен что-то сказать: начался опосредованный диалог между некогда коалиционными партнерами, и диалог, заметим, весьма интригующий. Если лидер ППА выступит и заявит, что требуют смены власти — значит действительно начался некий процесс. Если же смолчит — значит господин Шармазанов трижды прав и митинговое заявление представителя ППА нельзя всерьез принимать за позицию партии. Кстати заметим, что различные представители этой партии озвучивают различные, порой диаметрально противоположные, позиции по тем или иным вопросам, так что и тут придется подождать и посмотреть, что покажет время.
Что изменилось за последний период, что в устах члена ППА прозвучало столь резкое заявление? Да ничего ровным счетом. Просто близятся очередные парламентские выборы и самый короткий путь к сердцу народа — не только благотворительность, но и требование смены власти…
Вернемся, однако, к предстоящему сегодня митингу. “Думаю, политическая ситуация этим митингом не изменится — для этого нет ни условий, ни предпосылок, и правящая политическая сила еще долгое время будет играть серьезную роль. Однако в целом отношусь позитивно: пусть собирают народ, слушают друг друга”, — заявил в одном из интервью председатель НС Галуст Саакян.