Рвущийся к абсолютной власти в Турции президент страны Реджеп Эрдоган буквально сметает все возможные препятствия на пути к своей цели. После попытки госпереворота в июле сего года в стране были арестованы и смещены с занимаемых должностей сотни тысяч военных, работников правоохранительных органов и судебной системы, преподаватели вузов, правозащитники и журналисты. До сегодняшнего дня по обвинению в связях с исламским проповедником Фетуллахом Гюленом, которого турецкие власти считают вдохновителем и организатором неудавшегося путча, были уволены более 100 тысяч человек, закрыты 170 СМИ и издательств. По данным государственных СМИ, в следственных изоляторах Турции сейчас находятся более 36 000 подозреваемых.
Режим чрезвычайного положения в стране продлен и действует до середины января 2017 года. По последним сообщениям из Турции, проверкам и арестам там подверглись еще десятки тысяч человек. По подозрению в связях с Гюленом арестовано около 35 тысяч человек. Всего после попытки переворота 82 тысячи человек подверглись проверке на предмет связей с Гюленом, еще 26 тысяч освобождены из-под ареста, но находятся под наблюдением. Ранее сообщалось, что в рамках расследования дела о мятеже более 35 тысяч человек были задержаны, из них 17 тысяч — официально арестованы.
22 ноября особым указом Эрдогана уволены более 15 700 государственных чиновников. Среди них примерно 7500 сотрудников и руководителей полиции, 2500 солдат и сотрудников ВВС, ВМС и жандармерии Турции, 5000 работников министерств и госучреждений, из которых 3000 служили в МВД. Кроме того, уволены около 1000 сотрудников вузов и учителей. Всех их подозревают в связях с террористическими организациями. Кроме того, закрыты 375 неправительственных объединений, 19 медицинских центров, 18 фондов, 9 региональных СМИ, среди которых семь газет, один журнал и одна радиостанция. Неправительственные организации занимались, среди прочего, правозащитной деятельностью, борьбой против пыток, юридической поддержкой женщин, ставших жертвами домашнего насилия, оказанием помощи беженцам на территории Турции и защитой прав детей. “Закрытие около 400 НПО — это часть постоянных и систематических попыток турецких властей навсегда заставить замолчать все критикующие их голоса”, — сказал директор европейского отделения международной правозащитной организации Amnesty International Джон Далхусен, передает Deutsche Welle.
Многие из служащих за рубежом турецких дипломатов и военных просят убежище в западных странах. В частности, несколько турецких военнослужащих, дислоцированных на базе НАТО в Рамштайне в федеральной земле Рейнланд-Пфальц, подали прошения о предоставлении им убежища в Германии, сообщил журналистам глава администрации округа Кайзерслаутерн Пауль Юнкер, отметив, что семьи этих солдат тоже подали ходатайства об убежище.
Диктаторские замашки Эрдоган пытается перенести и на критикующие его авторитаризм международные, в частности, европейские структуры, угрожая Евросоюзу в случае отказа ЕС предоставить туркам безвизовый режим “открыть беженцам (из стран Ближнего Востока. — Г.М.) дверь в Европу”. Однако это лишь разозлило депутатов Европарламента, которые отметили, что преследующий инакомыслящих и наносящий удары по целым курдским кварталам Эрдоган “ведет войну против собственного народа”, и потребовали от Анкары исполнения пяти пунктов, которые до сих пор остаются открытыми: изменения в системе защиты данных, сотрудничество с Европолом и органами юстиции ЕС, борьба с коррупцией и, наконец, изменение пресловутого закона о борьбе с терроризмом. Брюссель требует, чтобы этот закон был по-новому сформулирован и больше не применялся в отношении журналистов и критиков власти. Анкара отказывается, даже несмотря на предупреждения о возможной приостановке переговоров о вступлении страны в ЕС.
Эрдоган заявил, что это не имеет “никакого значения” для населения Турции.
В ситуации, когда в отношениях с ЕС у Анкары есть такой козырь, как беженцы, в США — поствыборная, а в России — предвыборная сумятица, как в мире в целом, Эрдоган, понимающий, что Турция нужна и Вашингтону, и Москве, явно чувствует себя хозяином положения и пытается хозяйничать в Ираке и Сирии, преследуя курдов и стремясь укрепить позиции Турции на Ближнем Востоке. Протягивает он свои щупальца и на Южный Кавказ.
За последние 10 дней целый ряд турецких чиновников разного калибра, а потом и сам Эрдоган вновь выступили в поддержку Азербайджана в азербайджано-арцахском конфликте, заявив, что “Армения должна в скором порядке покинуть оккупированные территории”, мол, “оккупацией невозможно что-либо решить”.
Ответ из Степанакерта не заставил себя ждать. “Страна, которая как в историческом, культурном, политическом, так и в нравственном планах считается оккупантом, говорит об оккупации. Понятно, с каким государством мы имеем дело”, — заявил Panorama.am пресс-секретарь президента Нагорно-Карабахской Республики Давид Бабаян. Он отметил, что позиция Турции нисколько не изменилась, эта страна всегда в открытую поддерживала и продолжает поддерживать Азербайджан. “Это хороший ответ всем тем, в том числе и в Азербайджане, кто желает или мечтает видеть Турцию среди стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Подобным заявлением Турция действительно делает все, чтобы в будущем никогда не становиться страной-сопредседателем”, — сказал Давид Бабаян.
Пресс-секретарь президента НКР охарактеризовал данное заявление Эрдогана как “политический рентген”. “Если бы у Турции была возможность вмешиваться в политику южно-кавказского региона, то есть перейти очерченные для нее границы, можно представить, что могло бы произойти. То есть высшей целью этого государства является уничтожение Арцаха и Армении. А данное заявление — четкое отражение этой цели”, — сказал он.
Мессиджи Анкара отправляет не только армянским государствам, но и России. Главный советник президента Турции, бывший министр образования Ялчин Топчу заявил в эти же дни, что Россия, являющаяся сопредседателем Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, “должна знать, что в случае отказа от поддержки страны — оккупанта, коим является Армения, займет место в сердцах трехсотмиллионного тюркского мира и всего исламского мира, который насчитывает 1 миллиард 700 миллионов человек”. По его словам, Россия ради своих интересов и выгод должна отказаться от поддержки Армении и “в скором времени принять возможные шаги для урегулирования карабахского конфликта в пользу Азербайджана”.
Примечательно, что днями ранее Эрдоган заявил о готовности Турции стать членом Шанхайской организации сотрудничества (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), сообщив, что этот вопрос он прорабатывает с президентами РФ и Казахстана Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым.
“Brexit может распространиться, раздаются такие голоса из Франции, Италии. В этих условиях Турция должна себя чувствовать спокойно. Не нужно говорить, что ЕС — это единственный вариант. Почему бы Турции не стать членом ШОС? Я об этом говорил с Путиным и Назарбаевым. Участие Турции в ШОС обеспечит нам больше свободы действий в этой связи”, — заявил Эрдоган группе турецких журналистов на борту самолета, возвращаясь в Турцию после визита в Узбекистан. Однако это был мессидж не только Брюсселю, но и Вашингтону, который “разочаровал” Эрдогана своей политикой в Сирии, где, по его словам, США не в состоянии справиться с гражданской войной и своей политикой создали реальную угрозу безопасности на южной границе Турции, а также нежеланием выдать Гюлена. Еще раньше Эрдоган обвинил западные страны в сотрудничестве с террористической группировкой “Исламское государство” с целью дискредитации ислама, а принимающую у себя членов Рабочей партии Курдистана Германию — в пособничестве терроризму.
Сложно сказать, насколько серьезен был Эрдоган, шантажирующий Запад сближением с Россией, но как-то так получилось, что именно в эти дни в Анкаре оказался лидер Либерально-демократической партии России Владимир Жириновский, который, обсуждая с мэром турецкой столицы комплекс проблем на Ближнем Востоке, предложил Турции и России выступить единым фронтом против провокаций Запада. “Я предлагаю наш двусторонний союз, с участием Ирана, с участием в перспективе Дамаска и Багдада. Пять стран — у нас общие границы, общая судьба. И, может, мы через несколько лет сможем еще отдельный союз создать. ШОС — огромный союз, но нам нужна не вся планета, а вот здесь на юге, где Турция, посредине, — Москва, Анкара, Тегеран, Дамаск, Багдад — все проблемы здесь нам знакомы и требуют разрешения. И вместе мы сможем их решить”, — заявил российский парламентарий, передает Regnum.
К заявлениям экстравагантного Жириновского относиться серьезно не принято. Но в контексте происходящего было бы интересно узнать, о чем будет говорить глава МИД России Сергей Лавров, вопрос о визите которого в Турцию сейчас прорабатывается, со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. Визит планируется 1 декабря для обсуждения подготовки к российско-турецкому совету сотрудничества высшего уровня в начале 2017 года. Но вряд ли беседа российского и турецкого министров ограничится этой повесткой.