Нынешняя неделя началась с неожиданной новости о том, что представитель США в Минской группе ОБСЕ Джеймс Уорлик намерен покинуть пост американского сопредседателя в МГ. “31 декабря я покину пост сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Для меня было честью служить в Государственном департаменте более 30 лет”, — написал американский дипломат на своей странице в Twitter, сообщив также, что он станет “партнером в самой крупной и престижной юридической фирме России” — “Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры”.
Учрежденная в 1993 году компания “Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры” является самой крупной юридической компанией в СНГ, имеющей представительства в России, Украине, Беларуси, Великобритании и США. До сих пор она оказывала услуги работающим в России крупным иностранным компаниям, государственным структурам, международным организациям и финансовым институтам СНГ.
На сайте компании сообщается, что Джеймс Уорлик присоединится к ее команде в Вашингтоне в январе 2017г. и будет ответственным за работу с клиентами из США и другими иностранными клиентами, развитие стратегических отношений с клиентами, законодательную и публичную политику фирмы. Российская компания отмечает, что Джеймс Уорлик — выпускник Стэнфордского и Оксфордского университетов, Флетчерской школы юриспруденции и дипломатии, работает на правительство США более 30 лет, один из наиболее уважаемых старших дипломатов США, имеет многолетний опыт работы в качестве спецпосланника, переговорщика, советника и менеджера программ.
Со стороны журналистов можно отметить, что Джеймс Уорлик являлся самым общительным в плане его коммуникаций с представителями масс-медиа (пусть даже чаще через Twitter) из всех международных посредников по карабахскому урегулированию, за исключением, разве что российского дипломата Владимира Казимирова, который в 1992-1996 годах возглавлял посредническую миссию России, был полномочным представителем президента РФ по Нагорному Карабаху и сопредседателем МГ ОБСЕ от России. С чем связан уход Джеймса Уорлика — со сменой вашингтонской администрации после президентских выборов или просто с очередной ротацией — Уорлик проработал в должности сопредседателя МГ более 3 лет (с августа 2013г.), пока непонятно. Как непонятно и то, какой при новом президенте Дональде Трампе будет политика США на южнокавказском направлении, в т.ч. в карабахском урегулировании.
Заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Бриджит Бринк, посетившая Ереван в середине ноября, отвечая на вопрос о том, как скажется победа Трампа на отношениях с Арменией, отметила, что регион всегда в центре внимания США как при правлении Республиканской партии, так и Демократической, подчеркнув, что “исторически США проводили в регионе последовательную политику”.
Ситуацию в зоне азербайджано-арцахского конфликта она охарактеризовала как нестабильную, что, по ее словам, продемонстрировали апрельские события. Представитель Госдепа подчеркнула, что США поддерживают Венские договоренности, направленные на обеспечение средств формирования доверия, направленных “на расширение возможностей мониторинговой команды посла Каспшика и создание механизмов расследования инцидентов на линии соприкосновения”.
Актуальной идею создания механизма расследования инцидентов в зоне конфликта считает и Россия. По словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, автором этой идеи является именно российская сторона, которая “выступила с инициативой расследования вооруженных инцидентов еще на трехсторонней встрече в Сочи в 2011г.”. Затем, сообщила Захарова, сопредседатели МГ вместе с личным представителем действующего председателя ОБСЕ подготовили проект соответствующего механизма, который потом прорабатывался также экспертами Организации. На саммите в Вене (16 мая) была достигнута договоренность в кратчайшие сроки завершить эту работу, однако на встрече в Санкт-Петербурге в июне с участием президентов Армении, Азербайджана и России консенсус по этому вопросу достигнут не был. “Азербайджанская сторона настаивала на том, что в расследовании вооруженных инцидентов нет какой-либо необходимости, так как ситуация в зоне конфликта на тот момент оставалась стабильной. В результате, тема механизма не была отражена в заявлении, сделанном по итогам встречи в Санкт-Петербурге (20 июня — Г.М.). Вместе с тем, на наш взгляд, вопрос о механизме остается актуальным”, — отметила Захарова.
Президент РА Серж Саргсян в недавнем интервью РИА Новости по этому поводу отметил: “…После апрельских событий мы собрались в Вене, там были министры иностранных дел стран-сопредседателей. Там было принято заявление. Почему заявление? Потому что азербайджанская сторона неохотно шла на это, но в конце вынуждена была как-то согласиться. А потом, вернувшись в Азербайджан, говорила, что это заявление сопредседателей, то есть оно ни к чему не обязывают. После этого мы встречались в Санкт-Петербурге с участием президента России и тоже договорились создать механизм расследования инцидентов, ведь каждый раз азербайджанская сторона говорит о том, что нарушителями перемирия являются армянские стороны. Мы говорим: раз так, давайте создадим механизм расследования, тогда всему миру станет известно, кто нарушает режим перемирия. Второе, мы договорились расширить возможности личного представителя действующего председателя ОБСЕ в регионе. К сожалению, до сегодняшнего дня ни то, ни другое не работает”.
Это значит, что на ожидающейся 8 декабря в Гамбурге в рамках СМИД ОБСЕ встрече сопредседателей МГ ОБСЕ с главами МИД Армении и Азербайджана в формате “3+2” этот вопрос будет первоочередным и для посредников, и для Армении. Однако надежды на достижение прогресса хотя бы в этом направлении практически нет, ибо официальный Баку в реализации механизмов расследования инцидентов по-прежнему совершенно не заинтересован. Азербайджан не заинтересован и в возобновлении переговорного процесса, усматривая в нем препятствие для осуществления своих милитаристских планов по захвату Арцаха и довольно долго пытался игнорировать инициативу посредников по организации встречи министров ИД в Гамбурге. Министра ИД Азербайджана уломал глава МИД Франции Жан-Марк Эйро. Однако нет сомнения, что Баку сделает все возможное, чтобы воспрепятствовать достижению конкретных, а главное — обязывающих договоренностей в вопросе механизмов расследования инцидентов. В комментарии по поводу предстоящей смены Джеймса Уорлика на посту американского сопредседателя МГ МИД Азербайджана в очередной раз выдвинул свои бескопромиссные ожидания от деятельности посредников, а именно — изменения статуса-кво по азербайджанскому сценарию, отметив при этом, что этого не было сделано за прошедшие более чем 20 лет, в связи с чем, якобы, “не были обеспечены устойчивый мир и безопасность в регионе”. Т.е., по логике Баку, виной отсутствия мира и безопасности в регионе является не агрессивная политика Азербайджана, а стремление международных посредников и Армении прийти к этому миру путем компромиссов. Понятно, что в Гамбурге Мамедъяров будет проталкивать те же торпедирующие процесс урегулирования идеи.
Посему никакого прорыва в контексте формирования доверия и создания механизмов расследования инцидентов от гамбургской встречи ожидать вряд ли стоит.
Статья опубликована 23 ноября, 2016 14:29
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…