В крепости “Сев берд” (“Черная крепость”) Гюмри 18 ноября состоится уникальный и незабываемый концерт. При поддержке Министерства культуры РА ОО Центр развития культуры, искусства и спорта “Барекам” и “Проф продакшн” представят творческий вечер Народного артиста РА, лауреата Госпремии, маэстро Тиграна Мансуряна. В проведении концерта также оказали содействие областная администрация Ширака и мэрия Гюмри.
В ходе вечера прозвучат такие произведения автора, как “Реквием”, “Времена года”, “Синхронные песни”. Художественный руководитель и дирижер концерта Роберт Млкеян. В концерте примут участие Государственный камерный хор Армении (художественный руководитель и дирижер Роберт Млкеян), Государственный камерный оркестр Армении (художественный руководитель и главный дирижер Ваан Мартиросян), Ереванский государственный камерный хор (художественный руководитель и главный дирижер Арутюн Топикян), хор “Тирамайр Айастани” Гюмри (художественный руководитель и главный дирижер Роберт Млкеян). В качестве солистов выступят известные армянские музыканты: Генриетта Арутюнова (сопрано), Ованес Григорян (баритон), Яна Дарян (альт), Артур Аванесов (фортепиано). Особый гость вечера — Народная артистка РА Асмик Папян (сопрано).
Отметим, что крепость “Сев берд” — один из архитектурных шедевров города, причисленный к историко-культурному наследию Армении. В 1830 годы, в связи с ростом военно-политического и хозяйственного значения поселения Гюмри, император Российской империи Николай I 2 июня 1834 года отдает приказ о проектировании новой крепости. Необходимость строительства крепости возникла после окончания второй русско-персидской войны и возможной войны России с Турцией. Крепость строилась 10 лет. Примечательно, что в 1836г. крепость, а не поселение Гюмри, была названа Александрополем, и только в 1837г. Гюмри, получив статус города, был переименован в Александрополь. Впоследствии, после Крымской войны, в конце 1850-х гг. фланги крепости Александрополь были укреплены Северным и Южным фортами. Чисто тесаными камнями черного и красного туфа были возведены две большие башни, прозванные “Сев берд” (“Черная крепость”) и “Кармир берд” (“Красная крепость). В крепостной комплекс входили казармы (рассчитаны на 15 тысяч воинов), арсеналы, склады воинского обмундирования, трехэтажный госпиталь, различные строения коммунально-хозяйственного назначения. В крепости было 36 помещений со складированным порохом, 200 пушек, амбары с запасами пшеницы и ячменя. Возведенная армянскими мастерами крепость своим великолепным положением придает городу особое своеобразие, торжественность. Будучи новым словом в фортификационном строительстве, крепость не имеет аналогов в регионе. На данный момент она приватизирована, принадлежит семье Самвела Баласаняна, которая реконструировала сооружение. Крепость будет использоваться в качестве объекта общественного значения. После восстановления она получила концертный зал с прекрасной акустикой, вмещающий до 1500 человек: есть балконы, ложи и места для людей с ограниченными возможностями, амфитеатр со сценой посередине. Часть территории отдана под музей, где, в частности, будет экспозиция, связанная с визитом Папы Римского Франциска в Гюмри. Свои двери впервые после реставрации крепость открыла 25 сентября нынешнего года — в рамках “Дня города”. В рамках мероприятий, приуроченных к 25-летию Независимости Армении, здесь прошел Международный рок-фестиваль “Рок-фест Гюмри 2016”, в котором приняли участие известные коллективы из Ирландии, Франции и других стран. Концерт Тиграна Мансуряна — второе крупное культурное мероприятие, которое состоится в крепости. Надо сказать, что маэстро Мансурян, вместе с организаторами концерта (продюсером Драматического театра Гюмри Тиграном Вирабяном и художественным руководителем и дирижером Государственного камерного хора Армении Робертом Млкеяном), в августе побывал в Гюмри, воочию увидел условия, созданные в “Черной крепости” для проведения концерта. Роберт Млкеян не имел представления о том, как изменился архитектурный памятник и поначалу не представлял себе, как можно провести концерт в полуразрушенном сооружении, не имеющем крыши. После визита в крепость он буквально потерял дар речи и понял, что концерт Мансуряна должен пройти именно здесь. “Вместо разрушенных стен появилось нечто великолепное. Когда я увидел сцену, оторопел. Все, что связано с Мансуряном, должно быть организовано на высоком уровне, серьезно, с такой финансовой составляющей, чтобы это превратилось в грандиозную национальную акцию”, — отметил Р.Млкеян, добавив, что вне зависимости от этого концерта, “Черную крепость” нужно превратить в центр классической, академической музыки и проведения международных фестивалей.
Трудно не согласиться с известным деятелем культуры, тем более, что “Черная крепость”, с ее богатой историей — великолепная “приманка для туристов” и на самом деле отличное место для проведения крупных международных культурных мероприятий, в том числе и путем “переориентировки” ряда столичных культурных проектов во второй город Армении. К слову, наши турецкие соседи на своей территории неплохо используют аналогичное культурное наследие. Достаточно вспомнить выступление Арто Тунджбояджяна и возглавляемого им оркестра Armenian Navy Band в Турции. 17 сентября 2006 года (в рамках Международного фестиваля культуры Кавказа) армянский коллектив выступил в легендарной Карсской крепости, где была исполнена и его известная песня “Арарат”, которой подпевали турецкие зрители…