Договоренность о встрече сопредседателей Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию Игоря Попова (Россия), Пьера Андрие (Франция) и Джеймса Уорлика (США), а также личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика с главами МИД Армении и Азербайджана в ходе заседания Совета министров ОБСЕ в Гамбурге в декабре 2016 года достигнута по итогам визита международных посредников в Баку, Степанакерт и Ереван. Сопредседатели планируют обсудить с министрами иностранных дел вопрос организации встречи президентов двух стран. “Подобный диалог на самом высоком уровне необходим для достижения прогресса в процессе урегулирования”, — говорится в совместном заявлении сопредседателей.
С этим, как говорится, не поспоришь. Между тем, текущая ситуация не оставляет места для оптимизма в этом вопросе. В своем заявлении посредники отмечают, что одной из целей их визита было обсуждение с руководителями сторон конфликта ситуации после апрельских событий, и выражают удовлетворение полученным от сторон подтверждением, что ситуация на линии соприкосновения вооруженных сил относительно спокойная. Однако на деле т.н. линию соприкосновения более чем обоснованно можно считать линией фронта. Ежесуточные несколько десятков выстрелов с азербайджанской стороны — дело уже привычное. Даже когда противник применяет крупнокалиберные пулеметы, гранатометы, минометы. Самое трагичное, что периодически эти обстрелы приводят к человеческим жертвам. В среду вечером пришло сообщение о гибели в результате такого обстрела военнослужащего Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики Гургена Айвазяна 1996 года рождения. Двумя неделями раньше погиб военнослужащий контрактной службы Санасар Григорян 1989 года рождения. А 20 октября Баку, не довольствуясь “обычными” обстрелами и убийствами, впервые после апрельской агрессии решился на разведывательно-диверсионное проникновение на территорию Арцаха на восточном и южном направлениях линии соприкосновения. Азербайджанским диверсантам вновь пришлось драпать, неся потери. Однако оснований для спокойствия и надежды на то, что Азербайджан откажется от повторных попыток эскалации обстановки, подобная ситуация не дает. Тем более, что Баку по-прежнему проваливает усилия армянских сторон и посредников по внедрению механизмов расследования инцидентов. Даже такой элементарный вопрос, как расширение офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ, тянется уже несколько месяцев. По словам посредников, они обсуждают со сторонами связанные с ним оперативные вопросы. И это при том, что с реализацией этого проекта Баку вроде как согласился, поскольку, как пишет азербайджанская пресса, ничего существенного в плане изменения обстановки на линии фронта это расширение не даст.
При всем при этом сопредседатели, отмечая, что соблюдение режима прекращения огня является предусловием для продолжения переговоров и подчеркивая крайнюю важность выполнения договоренностей, достигнутых ранее в Вене и Санкт-Петербурге ( в том числе по вопросу внедрения механизмов расследования инцидентов), дипломатично расписываются в собственном бессилии повлиять на того, кто торпедирует их усилия и ведет к эскалации ситуации. “Мы только посредники, стороны сами должны договориться, соблюдать, проявить политическую волю”, — говорят сопредседатели.
Договариваться с Азербайджаном, который пытается манипулировать странами-посредниками, невозможно. Впрочем, претендующие на региональное господство внешние силы, также не чураются манипуляций. Более чем убеждена, что заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о готовности Баку предоставить Нагорному Карабаху статус автономной республики в случае вывода армянских войск из Арцаха, было озвучено с подачи одного из этих более чем заинтересованных в подобном раскладе акторов. Однако азербайджанские СМИ, как обычно, попытались свалить все с больной головы на здоровую и в этом контексте преподнесли высказывания американского сопредседателя Джеймса Уорлика в Баку, приписав ему заявления о том, что “оккупированные земли должны вернуться под контроль Азербайджана” и что якобы Минская группа приветствует тот факт, что именно президент Азербайджана выдвинул вопрос определения будущего статуса Нагорного Карабаха.
На пресс-конференции в Ереване Джеймс Уорлик, по сути, опроверг утверждения азерпропа, отметив, что он призвал ничего не выделять из общего контекста. “Все компоненты урегулирования должны лежать на столе и должны обсуждаться. Вы не можете выбрать один вопрос и вырвать его из контекста. Должно быть обсуждение вопроса о возвращении прилегающих к Нагорному Карабаху территорий, но также должно быть откровенное обсуждение вопроса о статусе Нагорного Карабаха. Есть и другие вопросы: мы должны говорить также о возвращении беженцев и внутренне перемещенных лиц. Должны откровенно говорить о том, какой вид примут и какие полномочия будут иметь международные миротворческие силы, а также должно быть обсуждение вопроса коридора. Все это вместе составляет системное урегулирование”, — сказал американский дипломат.
Комментируя заявление Алиева об автономном статусе для Карабаха, Джеймс Уорлик сказал, что приветствует эту инициативу президента Азербайджана, но “не как последнее слово” в этом вопросе, а как старт для его обсуждений. “Мы хотим полноценных обсуждений не только в личных встречах президентов с сопредседателями, но и с обществом. Президент Алиев открыл дискуссию вокруг статуса Нагорного Карабаха. Это то, что мы все должны приветствовать. Позиции сторон могут не совпадать, но эти вопросы должны быть представлены на суд обществ и в Армении, и в Азербайджане, и населению Нагорного Карабаха. Я сказал в Баку, и повторю здесь: мы приветствуем это заявление Алиева не потому, что это последнее слово, а потому, что он делает этот вопрос темой обсуждений”, — сказал Уорлик.
Американский дипломат при этом подчеркнул, что все стороны конфликта приняли принципы Заключительного Хельсинкского акта, предусматривающие право на самоопределение, уважение территориальной целостности и неприменение силы. “В основе любого дальнейшего соглашения должны лежать закрепленные в Хельсинкском заключительном акте принципы. Мы работаем на основе всех трех принципов, о чем вы прекрасно знаете. Под этим подписались и Армения, и Азербайджан. Мы продолжаем руководствоваться этими принципами, в качестве основного пути к прогрессу“, — сказал Уорлик.