В разгар сезона в стане действующего чемпиона Армении по футболу — команды “Алашкерт” произошел скандальный инцидент, приведший к уходу главного тренера Абраама Хашманяна, с именем которого связаны основные достижения самого молодого столичного клуба. События развивались столь стремительно, что, похоже, шокировали и самих участников этой истории. Инициатором разрыва отношений, судя по сему, выступил президент клуба, который сразу же после ответного полуфинального матча с “Пюником” выразил вотум недоверия наставнику и четырем игрокам. О мотивах такой развязки мы побеседовали с уже экс-рулевым алашкертцев.
— Г-дн Хашманян, раздор вытекает из поражения в кубковой игре, или это следствие других факторов, которые ни вы, ни руководство клуба пока не афишируете?
— Я не думаю, что причиной произошедшего стало поражение. Мне кажется, есть другие мотивы. Хочу сразу заявить, что мое искреннее уважение к собственнику клуба Баграту Навояну ни на йоту не пошатнулось, поскольку я провел в этой команде три незабываемых года. Он достоин уважения хотя бы только за то, что в нынешние трудные времена содержит футбольную команду. У нас никогда не было серьезных конфликтов. Профессиональные трения, естественно, возникали, но это были рабочие моменты, которые решались в штатном порядке. Но то, что произошло после игры с “Пюником”, глубоко неприемлемо для меня. Это задело меня и одновременно стало откровением. Да, я расстроен, но главным образом потому, что выполнял свою работу честно и с полной отдачей. Президент клуба прекрасно знает об этом. Собственное достоинство для меня превыше всего.
— На профессиональном языке такая ситуация называется односторонним досрочным разрывом контракта, за который в мире полагается компенсация. Вы намерены выставить счет руководству “Алашкерта”?
— В Армении нет понятия “профессиональный контракт”. У нас это носит фиктивный характер, поскольку в договоре отображены символические суммы. К тому же, для меня это не столь принципиально, поэтому просто не думал над этим. Я считаюсь довольно высоко оплачиваемым специалистом, был и буду таковым. Разорвать контракт мы можем в любой момент и в любом месте. Не думаю, что и у клуба возникнут ко мне финансовые претензии.
— Были ли в “Алашкерте” игровые проблемы?
— Игровые? Да, “Алашкерт” сегодня самая мощная команда в Армении. Во всяком случае, была до моего ухода. Что будет потом — не могу сказать. Нам удалось создать сплоченный, боевитый коллектив, который уверенно решал поставленные перед ним задачи. Это не только мое мнение, это отображено и в статистике. Вы легко можете посмотреть, чего добилась команда под моим руководством за несколько лет выступлений в элите армянского футбола. А ведь эти результаты не упали с неба, они были добыты кропотливым трудом.
— Скажите, в “Алашкерте” все вопросы спортивного характера были только в вашей компетенции?
— Целиком и полностью. Всегда и везде готовили команду я и мои помощники, а в вопросе выбора состава на матч я никогда не допускал вмешательства извне. Если пытались — сразу заявлял, что мне больше нечего делать в таком клубе.
— Не поэтому ли вы считаетесь одним из быстро мигрирующих отечественных тренеров?
— Нет, в данном вопросе это не имело решающего значения. За почти 10 лет тренерской деятельности я возглавлял “Киликию”, “Арарат”, “Гандзасар” и “Алашкерт”, а также сборные команды игроков до 19 лет и 21 года. При этом, во всех командах удавалось добиться наглядного прогресса. Все мои переходы вызваны разными обстоятельствами. В современном футболе руководители требуют от тренеров не просто прогресса, а быстрого результата. Этим и обусловлены частые смены тренеров.
— Но ведь результат зависит не только от тренера, но и от мастрества игроков, имеющихся в его распоряжении?
— Именно поэтому востребованными считаются тренеры, умеющие стабильно обеспечивать результат в любом клубе. Конечно, не менее важное значение имеет и мастерство игроков, и клубная инфраструктура, и другие факторы, но все же самым важным в этом сложном механизме является главный тренер, от которого зависит очень многое. В этом плане “Алашкерт” добился уникальных высот, так как, не имея надлежащей инфраструктуры, сумел стать чемпионом и обладателем суперкубка страны, неплохо выступить в еврокубках. Но есть и пример “Бананца”, который обеспечен всем, но не имеет результата. Естественно, идеальным является вариант, когда все факторы дополняют друг друга, но у нас такое, к сожалению, происходит нечасто.
— Вернемся к вашим отношениям с “Алашкертом”. Помнится, перед стартом нынешнего сезона вы заявили, что желаете поработать за рубежом. У вас были серьезные предложения?
— Вы пропустили самую главную часть моего заявления. Тогда я сказал, что больше не вижу мотивации для работы в Армении. Почему? Потому что я и мой штаб завоевали здесь практически все возможные трофеи, и планку притязаний уже некуда поднимать. Учитывая, что я не могу просто так взять и уйти из футбола, который является для меня не только профессией, но и частью моей жизни, хочется новых вызовов. Таковым могла стать, например, работа на посту президента клуба или исполнительного директора. Не исключаю, что будут и такие предложения, но мне все-таки кажется, что меня вновь захотят увидеть на посту главного тренера, поскольку знают, на что я способен.
— Кстати, с вами еще не связывались потенциальные работодатели?
— Пока нет. Но я открыт к предложениям из других армянских клубов, а также из-за рубежа. Кстати, в дополнение к предыдущему вопросу — летом у меня было реальное предложение из Казахстана. Я даже поехал на переговоры, которые практически сразу зашли в тупик. По предварительной договоренности, я должен был работать со своим тренерским штабом и за нормальную оплату. Однако уже на месте представители казахского клуба заявили, что ввиду финансового кризиса не могут принять моих помощников и на 40-50 процентов снизили предварительно оговоренные финансовые условия. Я вынужден был отказаться от сотрудничества, поскольку предлагаемые условия не способствовали решению поставленных задач.
— Говоря об отсутствии мотивации, вы случаем не подразумевали и то обстоятельство, что наставнику чемпиона страны не предлагают возглавить национальную сборную?
— Я бы не хотел говорить на эту тему, т. к. это будет некорректно с моей стороны.
— Но у вас неплохой опыт работы в молодежной сборной, которую возглавляли в четырех заключительных матчах отборочного турнира чемпионата Европы и показали 50-процентный результат. Почему продолжения не последовало?
— Я возглавил сборную, когда она беспросветно замыкала турнирную таблицу. Через три дня после моего назначения мы встретились с чемпионами мира этой возрастной категории французами. Практически нереально было в столь короткий срок подготовить команду к матчу с таким соперником. В итоге, мы проиграли со счетом 0:6. Но мне удалось настроить команду на выездную игру с белорусами, которых мы обыграли. Затем мы выиграли у них и в Ереване. Кстати, эта победа до сих остается последней в активе молодежной сборной. А еще крупно уступили сильной на тот момент сборной Исландии. Когда я брался за молодежку, мне сказали, что результаты этого отборочного цикла не будут учитывать при оценке моей работы, а в следующем цикле изначально займусь полноценной подготовкой команды, тогда и буду подотчетен за ее результаты. Но затем в федерации, видимо, передумали и главным тренером назначили другого специалиста.
— Мы часто говорим о дефиците тренерских кадров, в то время, как кафедра футбола института физкультуры каждый год дает с десяток выпускников. На ваш взгляд, почему они не проявляют себя?
— Я не думаю, что институт физкультуры должен готовить высококвалифицированных тренеров. Для этого молодой специалист должен пройти определенный путь. Конечно, академические знания в области физиологии, биохимии, биомеханики очень важны в нашей работе, и в этом плане роль главного спортивного вуза страны нельзя недооценивать. Но посмотрите, что происходит у нас сегодня. Человек, которому негде работать ввиду дефицита рабочих мест, может подать соответствующую заявку в федерацию футбола, заплатить причитающуюся сумму, пройти двухмесячные курсы и начать работать тренером. Это неприемлемо.
— Было время, когда считалось, что сила сборной прямо пропорциональна уровню развития клубного футбола. Насколько актуален такой подход сегодня?
— Я всегда говорил, что без сильного клубного футбола невозможно иметь конкурентоспособную сборную. Конечно, бывают исключения, но такие успехи не могут быть стабильными. Мне отвечали, что Армения может и не иметь сильный чемпионат, поскольку всегда может уповать на внешний потенциал. Но время показало, что это неверный подход. Резерв для сборной нужно подготовить прежде всего правильной работой на местах. Покажите мне хотя бы одного молодого футболиста, который в последнее время усилил нашу национальную сборную и на которого мы можем рассчитывать в перспективе. Нет таковых. Мы все время надеемся на Генриха Мхитаряна и сетуем на его отсутствие. Да, Генрих прекрасный футболист, но один в поле не воин. Нам необходимы несколько игроков его уровня. Для этого надо правильно организовывать работы, начиная с детско-юношеского футбола, кончая клубами. Другого способа поднять футбол в стране я не представляю.