Подведены итоги выборов органов местного самоуправления, состоявшихся 2 октября в 375 общинах страны. Они проходили без эксцессов, только в двух общинах Гегаркуника — Варсере и Джиле, выборы глав общин были признаны недействительными. Принято решение 23 октября провести в этих общинах повторные выборы.
Фактически, этими выборами был апробирован новый Избирательный кодекс в части Гюмри и Ванадзора, где мэры избирались не прямым голосованием электората, а избранными советами старейшин, как того требует новый ИК.
Проявились, однако, и спорные положения Избирательного кодекса — в том смысле, что оставляют для политических сил, участвующих в выборах, лазейки для толкования их в свою пользу, вплоть до заявлений об обращении в суд.
Речь идет о выборах мэра Гюмри. Напомним, что 9 октября новоизбранный Совет старейшин на первом своем заседании вновь избрал главой городской администрации второго города страны прежнего мэра Самвела Баласаняна, пользующегося поддержкой правящей Республиканской партии. По итогам предварительного подсчета голосов, число мандатов “Блока Баласанян” составило 15, партии “Процветающая Армения” — 9, “Армянского возрождения” (та же “Оринац еркир” с законно смененным названием) — 5, а новосозданная партия “Гала” — 4 мандата.
Естественно, провозгласившие себя оппозиционными “Процветающая Армения”, “Армянское возрождение” и “Гала”, имея в общей сложности 18 мандатов, решили объединиться и выдвинуть своего кандидата на пост мэра. Напомним, что в советах старейшин Гюмри и Ванадзора по 33 депутата. Таким образом, оппозиция со своими 18 мандатами надеялась одержать победу на выборах градоначальника, о чем все три силы и утверждали на протяжении нескольких последних дней.
И именно здесь проявил себя п.5 ст.141 нового Избирательного кодекса. Дело в том, что в ситуациях, подобных тем, что сложилась после выборов Совета старейшин в Гюмри, поскольку 15 мандатов больше 40% общей численности мандатов — 33, — но меньше абсолютного большинства мандатов — их число составляет 17, абсолютное большинство мест было предоставлено “Блоку Баласанян”, остальные же 16 мандатов были распределены между пропорциональными списками трех партий, прошедших 5-процентный барьер. И сложилась следующая картина: “Процветающая Армения” получила 8 мандатов, “Армянское возрождение” — 4, “Гала” — 4. Проще говоря, по одному мандату от ППА и АВ были переданы в качестве бонуса “Блоку Баласанян” — политической силе, набравшей наибольшее число голосов. Сделано это было на вполне законных основаниях — напомним, что именно такую систему бонусов и предусматривает п.5 ст.141 нового ИК.
Ныне же три вышеупомянутые политические силы бойкотируют заседание Совета старейшин Гюмри, не присутствовали даже на инаугурации господина Баласаняна, и намереваются обратиться в суд. И если в случае с “Гала” это еще как-то можно объяснить — она не имеет представительства в законодательном органе, то совершенно непонятно упорство ППА и АВ. Напомним еще раз, что проект нового ИК очень долго обсуждался в Национальном Собрании, несколько раз подвергался корректировке и еще будет совершенствоваться, и о бонусной системе все были прекрасно осведомлены. Кстати, именно этому положению не было уделено должного внимания во время дебатов, оно было с легкостью принято. По всей вероятности, каждая политическая сила надеялась, что система эта может быть использована в ее пользу, потому и не стали особо упорствовать. Ныне же, когда бонусы достались другой политической силе, можно, как видим, и оспорить.
Вот такова ситуация в Гюмри. И хотя новоизбранный мэр утверждает, что все проблемы будут решены, и бойкотирующие заседания депутаты скоро приступят к работе, очевидно, что страсти улягутся еще не скоро. Не стоит забывать также, что еще несколько лет назад, в 2012 году, господин Баласанян был избран депутатом НС по списку “Процветающей Армении”, возглавляемой олигархом Гагиком Царукяном, с уходом которого с политической арены покинул ряды ППА и господин Баласанян, уже будучи мэром Гюмри. На нынешних же выборах ППА, фактически, оказалась второй по числу мандатов. И в политических кругах Еревана, и население Гюмри прекрасно понимают, что в этом упорстве оппозиции срабатывает и личностный фактор. Чем закончится эта история — станет ясно в ближайшее время.
Совершенно иная ситуация сложилась в Ванадзоре. РПА получила 13 мандатов, созданная относительно недавно и фактически недействующая партия “Светлая Армения” -10, “Армянское возрождение” -5, “Процветающая Армения” — 3 (имена-то какие — светлая, процветающая, возрождающаяся Армения, осталось создать что-то типа мигрирующей, чтобы все встало на свои места), АРФД — 2.
Для избрания мэра в Ванадзоре также было необходимо наличие 17 мандатов. Оппозиция здесь также попыталась объединиться и провести своего мэра — в данном случае, Криста Марукяна, родного брата основателя партии “Светлая Армении” и независимого депутата Национального Собрания Эдмона Марукяна. Ныне уже понятно, почему новосозданная партия в Ванадзоре (откуда родом братья Марукяны) вдруг заполучила на выборах ОМС 10 мандатов. Кто скажет, что тот или иной депутат НС в своем родном городе не может различными обещаниями, использованием своего положения убедить часть электората отдать голоса за нужного ему человека или партию — пусть первым бросит в меня камень. Это всегда было и будет. Но странным здесь стало то, что после долгого сопротивления лидер партии “Армянское возрождение” Артур Багдасарян вдруг сдал позиции и согласился на выборах мэра поддержать кандидатуру Криста Марукяна. Кстати, в политических кругах муссировались слухи, что, будучи всего 4 года депутатом, Эдмон Марукян пытается продвинуть мэром третьего города страны родного брата, тогда как его собственное избрание депутатом НС пока остается спорным — во всяком случае, на уровне некоторых отечественных СМИ. Одна из ежедневных армянских газет (господин Марукян прекрасно знает, о какой именно идет речь), чуть ли не каждый квартал публикует пространные статьи на тему того, как Марукян представил в ЦИК подложные документы о своем пребывании в Армении в период, определенный ИК, тогда как в это время он проживал и учился в Америке. У меня, конечно, нет документов, имеющихся в распоряжении этой газеты, чтобы утверждать — представил депутат в ЦИК поддельные документы, или нет, но для меня важно, что сам он не опровергает эти периодические публикации. И это дает мне право сделать вывод, что дыма без огня не бывает…
Вернемся, однако, к избирательным перипетиям в Ванадзоре. После договоренности и подписания документа о том, что “Армянское возрождение” и “Процветающая Армения” поддержат кандидата “Светлой Армении” по итогам голосования на первом заседании Совета старейшин, мэром Ванадзора был избран… представитель РПА Мамикон Асланян, получивший 19 голосов, а Крист Марукян получил 14 голосов. То есть договоренность была заключена сугубо для того, чтобы партии, провозгласившие себя оппозиционными, в канун парламентских выборов не дискредитировали себя в глазах электората, и неважно, кто в данном случае “нарушил конвенцию”.
И еще. Не будем забывать, что и “Оринац еркир”, и “Процветающая Армения” в разное время входили в коалицию с Республиканской партией, и пока неизвестно, кто после грядущих парламентских выборов окажется в составе правящей коалиции (если таковая будет вообще), и к какому соглашению о совместной работе придут политические силы, получившие парламентское представительство. Так что все еще впереди.