Создание и функционирование единого рынка услуг на территории ЕАЭС стало основной тематикой прошедшего на прошлой неделе в Бишкеке десятого заседания Консультативного комитета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по вопросам предпринимательства.
“Нужно помнить, что страны Союза торгуют между собой не только товарами, но и услугами. Ранее предоставление услуг регулировалось исключительно национальным законодательством. Предприниматель должен был встать на учет, учредить юридическое лицо, получить лицензию и т.д. Но благодаря Договору о Союзе, дополнительных национальных лицензий и иных разрешительных документов на осуществление деятельности во множестве секторов услуг больше не требуется, — пояснил член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике Тимур Сулейменов. — К примеру, если у белорусской компании есть лицензия на строительство, то она может строить и в России, и в Кыргызстане, и во всех остальных странах ЕАЭС. Для бизнеса это означает серьезную экономию временных издержек, финансовых расходов и трудозатрат”, — отметил министр ЕЭК, напомнив также, что в рамках Союза действуют и защитные режимы в отношении инвестиций.
Касаясь же товарных рынков, г-н Сулейменов призвал бизнес-сообщество всех государств-членов выступить с консолидированной позицией по вопросу о необходимости продления завершающегося 1 января 2017 года переходного периода, в течение которого товары из свободных (особых, специальных экономических зон) освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Наряду с этим представители ЕЭК рассказали и о разрабатываемом проекте Соглашения об особенностях совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в Евразийском экономическом союзе. В проекте документа, в частности, предусмотрена норма о взаимном признании пробирных клейм ювелирных изделий всеми государствами-членами. Тем самым, после заключения и вступления в силу соответствующего международного договора в рамках Союза исчезнет необходимость дублирования процедур нанесения пробирных клейм.
Однако основным вопросом в плане функционирования внутренних рынков стран ЕАЭС по-прежнему остается проблема существующих барьеров, изъятий и ограничений, тем более на фоне того, что главы государств-членов Союза все чаще критикуют Евразийскую экономическую комиссию за недостаточно активные действия по данному направлению.
Дело в том, что еще с 2013 года блоком Комиссии по развитию интеграции была проделана в сотрудничестве с государствами-членами, бизнес-сообществом и научными кругами довольно объемная работа по выявлению и устранению имеющихся препятствий на пути свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на евразийском пространстве. После сбора всей информации, в этом году предстояло уже провести четкие границы между выявленными препятствиями, в том числе за счет проведения комплексной юридической экспертизы проблемных вопросов и применения выработанного терминологического аппарата — барьеров, изъятий и ограничений. Также планировалось осуществить работы по внедрению соответствующей электронной базы данных препятствий.
Как пояснила в беседе с нами член Коллегии (министр) ЕЭК Карине Минасян, отвечающая в Комиссии именно за функционирование внутренних рынков без барьеров, изъятий и ограничений, изъятиями являются те препятствия, которые предусмотрены Договором о Евразийском экономическом союзе. Барьеры же — это те препятствия, которые не соответствуют праву Союза. К ограничениям же относятся препятствия, возникающие в связи с принятием государствами-членами ограничительных мер как в соответствии с правом Союза, так и в связи с имеющимися пробелами в праве Союза.
“Если проанализировать имеющиеся цифры, то барьеров на сегодня зафиксировано намного меньше, чем ожидалось — всего 23. Еще 10 препятствий имеют признаки барьеров и проходят дополнительную юридическую экспертизу с целью установления факта несоответствия праву Союза: запрашиваются позиции государств-членов, прочих заинтересованных лиц, в том числе бизнес-сообществ. Установленные же барьеры по нашей новой практике формируются в так называемые “кейсы”, по каждому из которых проводятся консультации, являющиеся по своей сути одной из форм медиации между государствами-членами. Надеемся, что к концу года Коллегия Комиссии примет соответствующие решения по всем прорабатываемым в настоящее время “кейсам”, или же они будут сняты с рассмотрения при поступлении информации от государств-членов о принятых мерах по устранению барьера”, — уточнила наша собеседница.
Стоит отметить, что до 2025 года только в соответствии со сроками, предусмотренными правом Союза, должно быть снято 52 таких препятствия. К этому времени будут либерализованы отдельные виды транспортных услуг, сформированы общий энергетический и финансовый рынки. По некоторым вопросам, в том числе в части формирования общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий и снятия проблем в части ювелирных изделий, соответствующие работы будут завершены уже в этом году.
На самом деле, как отметила министр ЕЭК, много проблемных вопросов возникает из-за отсутствия доверия между уполномоченными органами государств-членов или рисков, связанных с человеческим фактором, при обработке и оформлении ключевых документов, необходимых для осуществления коммерческой деятельности на пространстве Союза. К таким документам относятся заявления об уплате косвенных налогов, лицензии, сертификаты происхождения или сертификаты соответствия техническим регламентам и т.д.
Все эти вопросы можно решить путем внедрения соответствующих IT-решений, в частности, эффективной системы прослеживаемости товаров, соответствующих электронных реестров и справочников. Причем говорить о безбарьерном едином рынке товаров, по словам г-жи Минасян, можно только в том случае, когда любой экспортер сможет заполнить все необходимые сопроводительные документы в электронном виде и прикрепить соответствующую метку к отправляемому грузу, которую на любом этапе представители компетентных органов власти смогут отсканировать и моментально получить доступ ко всей истории осматриваемого товара. Подтверждением тому может служить богатый опыт партнеров по европейскому союзу.
“В принципе, мы постепенно и двигаемся в этом направлении, но для скорейшего достижения поставленных задач, особенно сейчас, нам важно приложить максимум усилий и выйти на конкретные, рабочие решения. Особая своевременность разрешения данной проблемы еще и связана с выходом Союза на подписание нескольких ключевых документов: новой версии Таможенного кодекса, правил регулирования общих рынков лекарственных средств и т.д. В настоящее время данные документы не предусматривают применения безбумажных технологий, и чем дольше мы тянем, тем сложнее будет в будущем внедрить такие технологии, так как для этого потребуется внести все больше и больше изменений в достаточно чувствительные для государств-членов нормативные документы”, — резюмировала министр ЕЭК.