Скандалы вокруг олимпийских соревнований по борьбе не утихают даже после завершения олимпийских игр. Об этом, как и о выступлениях наших борцов, мы побеседовали с чемпионом мира по греко-римской борьбе 2001 года Вагинаком Галстяном, ныне руководящим Управлением по работе со спортивными организациями и политики детско-юношеского спорта в Министерстве спорта и по делам молодежи.
— Вы были непосредственным очевидцем олимпийских соревнований. Каковы впечатления от борцовского турнира?
— Неоднозначные. В свое время я сам участвовал в олимпиаде и прекрасно понимаю, как это трудно. Но одно дело быть в пылу борьбы, и совершенно иное следить за соревнованиями с трибуны. Я безмерно рад, что после 20-летнего перерыва нам удалось завоевать золотую олимпийскую медаль. Горд, что Артур Алексанян — представитель родного для меня вида спорта. Но я считаю олимпийским чемпионом и Миграна Арутюняна, хотя в истории он останется, как серебряный призер. В целом, несмотря на то, что выступления наших грекоримцев не обошлись без казусов, результаты отечественной сборной действительно впечатляют.
— Да уж, избежать разговора о ложке дегтя вряд ли удастся.
— Без этого не обойтись, поскольку это тоже имело место. К сожалению, Максим Манукян из-за травмы не смог полноценно проявить свой потенциал. Тренеры сборной до конца надеялись, что он успеет восстановиться, но этого не произошло. По моим сведениям, незадолго до олимпиады даже обсуждался вопрос возможной замены Максима. Впрочем, об этом лучше спросите у наставников сборной.
— У читателей может сложиться мнение, что мы специально затягиваем с анализом выступления Арсена Джулфалакяна. По-вашему, что произошло с ним?
— Не секрет, что Арсен считался одним из главных наших кандидатов на медаль. Также всем известно, что он умный борец, обладающий сильными качествами. Гюмриец очень серьезно подготовился к олимпиаде, но, сколь банально бы это не прозвучало — в спорте действительно никто не застрахован от неудач. Мне трудно сказать, что именно произошло с ним, может, не успел акклиматизироваться, может, не достиг пика формы, может, еще что-то. Факт остается фактом, что он выступил ниже возможностей, поскольку раньше не раз побеждал болгарина, которому проиграл в стартовом поединке. Именно поэтому ход того злополучного поединка стал для нас полной неожиданностью. Могу только констатировать, что он не был похож на себя, не получались коронные приемы, которыми так насыщен его технический арсенал.
— Давайте поговорим и о Мигране Арутюняне, хотя на эту тему уже столько сказано, что кажется нечего добавить. Почему мы считаем, что его засудили в финале, может, наш борец и сам чего-то недоделал?
— Знаете, всегда легко рассуждать с позиции непосвященного. Но не стоит забывать, что он боролся в финале олимпийских игр, выходящего за стандартные рамки обычного поединка. Это вам даже не чемпионат мира. Поэтому я бы не стал анализировать действия нашего спортсмена в контексте “рядовых” поединков. Даже болельщикам, не разбирающимся во всех тонкостях борьбы, было очевидно, что с Миграном обошлись, мягко говоря, несправедливо. А произошло следующее: наш борец тактически грамотно начал поединок и скоро, вытолкнув сербского борца за пределы ковра, заработал очко. Но в ходе второй трехминутки арбитр вынес ему предупреждение и присудил балл сопернику. Это абсолютно не вытекало из логики поединка, подсказывающей прямо противоположное решение. Ведь Мигран явно проявлял активность, пытался атаковать, а серб, наоборот, избегал борьбы. Я уже не говорю о том, что Штефанека мимимум трижды должны были посадить в “партер”. В таком случае Арутюнян получил бы реальный шанс для проведения эффективного приема, и счет мог быть иным. А тут вместо сербского борца счет сравнял судья. По правилам, при равном счете побеждает тот спортсмен, который завоевал последнее очко в поединке. Таким образом, Арутюнян невольно стал проигрывающим. В его распоряжении оставалось около минуты, а за это время трудно что-то предпринять. Тем более, когда в олимпийском финале сражаешься с чемпионом мира и Европы. Мигран сделал все от него зависящее и достоин был золотой медали. Думаю, настала пора бороться против таких проявлений судейского беспредела, иначе спортивная борьба может окончательно лишиться симпатий болельщиков.
— И вы знаете, как?
— Думаю, это возможно только общими усилиями борцов всего мира. Каждый из них сталкивался или может столкнуться с этой проблемой. Все видели акцию протеста монгольских тренеров, которые после поединка за призовое место прямо на ковре сбросили с себя одежду, дав понять, что их ограбили. Судейские ошибки в борьбе, часто умышленные, были всегда и будут, если не удастся искоренить это зло. Просто, лет 15 назад наши протесты не получали столь широкого резонанса, так как наши поединки не транслировались по телевидению, да и социальные сети еще не были площадкой для обсуждений и распространения протеста против несправедливости. Современные технические средства предоставляют широкие возможности, которыми мы должны воспользоваться.
— Кстати, в борьбе действительно есть мафия? К примеру, говорят, что за судейскими “ошибками” в поединках с участием Миграна стоит президент федерации борьбы России Михаил Мамиашвили, якобы мстящий ему за переход в сборную Армении.
— Я не могу что-либо однозначно утверждать по этому поводу. Может быть, Мигран действительно “жертва” мафии. Но мне также не понятно, какие мотивы может иметь Мамиашвили. Ведь они сами отпустили Миграна в сборную Армении, прекрасно понимая, какого уровня он спортсмен. Арутюнян вернулся на родину, поскольку в сборной России ему не давали проявить себя. Так что, я не знаю, но тот факт, что уже в финале третьего подряд крупного турнира наш борец из-за судейских ошибок лишается чемпионского титула, невольно наталкивает на мысль о некоем заговоре.
— Мы так увлеклись беседой, что едва не забыли про нашего олимпийского чемпиона Артура Алексаняна. Что скажете про его выступления?
— Артур стартовал непривычно тяжело, но с каждым поединком выглядел более уверенно и одержал ряд впечатляющих побед. В том числе и в решающей схватке. Но я бы не сказал, что он выступил столь же блестяще, как на победных для себя чемпионатах мира и Европы. Наверное, это опять-таки исходит от осознания особого статуса олимпийских игр, которое часто сковывает спортсменов. Я уверен, что при других обстоятельствах Артур достиг бы более легкой победы.
Статья опубликована 30 сентября, 2016 22:05
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…