Правильный вариант урегулирования состоит в безоговорочном признании Азербайджаном независимости Нагорно-Карабахской Республики. Только после этого можно сесть за стол переговоров и обсуждать вопрос границ, убеждены в Арцахе.
Сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США по карабахскому урегулированию Джеймс Уорлик в интервью “Интерфаксу“ по итогам консультацией медиаторов в Москве на прошлой неделе сообщил, что посредники очень заинтересованы в новой встрече президентов Армении и Азербайджана, но у них пока нет ясности ни относительно времени, ни относительно места, где это произойдет. Через две недели на полях Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке сопредседатели встретятся с министрами иностранных дел двух стран с целью заложить основу для следующего армяно-азербайджанского саммита. “Хотелось бы надеяться, что там состоится встреча и двух президентов”, — сказал Уорлик.
Желание вполне понятное в контексте незаинтересованности посредников в возобновлении военных действий в зоне конфликта, а наличие переговорного процесса способно существенно снизить градус напряженности на линии соприкосновения. Правда, для Арцаха, да и для Армении это отнюдь не гарантия от новой вооруженной агрессии Азербайджана, который вовсе не отказался от изначально взятого милитаристского курса. После недолгого перерыва, взятого после провальной попытки блицкрига в апреле с.г., Баку вновь начал постепенно интенсифицировать обстрелы позиций Армии обороны НКР и Вооруженных сил Армении, а также приграничных населенных пунктов армянских государств. Военное руководство Азербайджана возобновило милитаристские выступления и угрозы в адрес Арцаха и Армении. Ну, а антиармянская истерия в азербайджанских СМИ никогда не прекращалась.
И, наконец, Баку по вышеназванным причинам не заинтересован в реализации достигнутых на встречах президентов Армении и Азербайджана в Вене и Санкт-Петербурге договоренностей об установлении механизмов контроля за соблюдением режима прекращения огня и расследования инцидентов в зоне конфликта. Посему вряд ли на столь желанной для посредников встрече Саргсян-Алиев в Нью-Йорке, если таковая вообще состоится, можно будет констатировать какой-либо прогресс.
По мнению экспертов, в ближайшее время не следует ожидать ни подвижек в переговорном процессе, ни новой эскалации конфликта. Замдиректора Института Кавказа Сергей Минасян обуславливает это, во-первых, идущей в Азербайджане подготовкой к запланированному на 26 сентября референдуму по конституционным изменениям, нацеленным на укрепление власти и режима Алиева и Семьи. Вместе с тем эксперт не исключает возможность повышения степени напряженности после референдума.
Во-вторых, многое зависит от того, сочтет ли Баку, что у него есть достаточное для очередной вооруженной авантюры военно-техническое преимущество.
Что касается переговоров, то, по словам Минасяна, вряд ли стоит всерьез ожидать, что одна из сторон пойдет на уступки: “Армянская сторона, естественно, не готова идти на односторонние уступки, а азербайджанская сторона не собирается продвинуться в вопросе окончательного статуса Нагорного Карабаха, и, следовательно, ожидать изменений не стоит. Однако продолжение процесса может стать основой для сохранения хрупкого мира”. При этом С.Минасян отметил, что в случае продолжения переговорного процесса армянским сторонам следует подумать, как изменить если не форму, то хотя бы логику Мадридских принципов.
Эти принципы, напомним, лежат на столе переговоров по карабахскому урегулированию, и, как заметил г-н Уорлик в вышеназванном интервью, предполагают “возвращение части территории под контроль Азербайджана в обмен на статус Нагорного Карабаха”. “Возвращение беженцев, присутствие международных миротворческих сил”. Посредники полагают, что при нахождении способа “объединить все эти условия и достичь мирного урегулирования” не будет “победителей и проигравших”.
Эксперты же называют Мадридские принципы “сырыми”, в чем несложно убедиться, вникнув в детали т.н. “схемы урегулирования”. “Мадридские принципы подходят для сохранения статус-кво, но не для полного и всеобъемлющего урегулирования нагорно-карабахского конфликта”, — отмечает Сергей Минасян.
Пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян в этой связи заметил, что вопрос территорий постоянно акцентирует Азербайджан, и сопредседатели волей-неволей вынуждены включить его в повестку, так как не могут игнорировать требования одной из сторон конфликта. “Но это вовсе не означает, что подобный подход приемлем для нас”, — сказал Бабаян News.am. Он напомнил, что, заявляя о территориальной принадлежности, Баку при этом забывает, что Азербайджанская Республика не является правопреемницей Аз. ССР, поскольку сама отказалась от политической и правовой преемственности.
“Самое главное для народа Нагорно-Карабахской Республики — обеспечение безопасности. Никакой статус не может обеспечить безопасность, если противоположная сторона не отказалась от фашистской риторики, угрожает “освободить территории”, включая Зангезур и Ереван”, — отметил Давид Бабаян, заметив, что в мире немало примеров, когда мишенью агрессии становятся признанные государства. Кроме того, схема “территории в обмен на статус” неприемлема также потому, что общее определение “статус” может предполагать автономию в составе Азербайджана.
“Правильный вариант урегулирования состоит в безоговорочном признании Азербайджаном независимости Нагорно-Карабахской Республики. Только после этого можно сесть за стол переговоров и обсуждать вопрос границ”, — заявил пресс-секретарь президента НКР, отметив, что при обсуждении вопроса территорий необходимо помнить о территориях, находящихся сегодня под контролем Азербайджана, — Геташен, Шаумян, Северный Арцах и так далее.
Эксперты отмечают, что беспрецедентная по своим масштабам и понесенным сторонами потерям за последние 22 года апрельская война 2016г, инициированная Азербайджаном против Арцаха, привела к переосмыслению многими армянскими политиками, общественными деятелями и обществом в целом прежних подходов. “Если раньше многие армянские интеллектуалы считали возможным обменять определенные территории НКР на мир и безопасность, то в апреле пришло понимание, что любая сдача территорий Азербайджану станет источником новой войны и геноцидальных действий. Военные преступления, совершенные азербайджанскими военными по отношению к гражданским лицам и военнослужащим НКР, не оставили в этом и тени сомнения”, — отмечает председатель Общественного совета внешней политики и политики безопасности НКР Масис Маилян в статье, опубликованной на сайте russia-armenia.info.
По его словам, послеапрельская задача армянства заключается в том, чтобы нивелировать вызовы и эффективно использовать появившиеся возможности: “Начатая и активно продолжающаяся под гражданским контролем модернизация оборонительной системы Арцахской армии, которая требует дальнейшей поддержки нашего народа, выведет оборону Арцаха на качественно новый уровень и станет ключевым элементом сдерживания противника и сохранения мира в регионе. Это та возможность, которой нам надо всецело воспользоваться для решения актуальной общенациональной задачи”.
Абсолютным же приоритетом переговорного процесса под эгидой Минской группы ОБСЕ, по мнению Маиляна, должно быть укрепление режима прекращения огня и исключение военного сценария развития событий, после чего только станет возможно “обсуждение политических проблем урегулирования карабахско-азербайджанского межгосударственного конфликта”.
Кстати, согласно проведенному недавно в Арцахе соцопросу, 99,4% арцахцев выступают против каких-либо уступок Азербайджану и готовы до последнего защищать свою землю. Депутат парламента Армении Теван Погосян после посещения Арцаха и позиций АО НКР заявил журналистам, что, во-первых, пока арцахская сторона не вернется за стол переговоров, ожидать разрешения конфликта не имеет смысла. Во-вторых, в Арцахе никто не собирается сдавать никаких территорий, все думают о том, как вернуть участки, потерянные в ходе апрельской войны. “Мы должны понимать, что имеем дело с врагом, который мечтает разрешить карабахский вопрос военным путем, и мы должны быть готовы к этому. А для этого нам нужны сильная и боеспособная армия, современное вооружение, развитая экономика и демографический рост. При наличии всех этих пунктов никто не посмеет нам диктовать какие-либо условия или навязывать свою волю”, — заявил Погосян.