Турция не оставляет попыток вынудить правительство Германии дистанцироваться от принятой 2 июня бундестагом ФРГ резолюцию о признании Геноцида армян в Османской Турции в 1915г., в которой немецкие парламентарии также закрепили за Германией, являвшейся главным военным союзником Османской империи, часть ответственности за массовые убийства армян.
Анкара, в ответ закрывшая немецким депутатам доступ на авиабазу “Инджирлик”, где находятся около 250 военных Германии и базируются шесть самолетов-разведчиков Tornado, участвующих в операции коалиции в Сирии и Ираке, намекнула, что подумает над тем, чтобы допустить немецких депутатов на авиабазу в связи с заявлениями немецкого правительства о том, что резолюция бундестага, в которой преступления против армян в Османской империи названы геноцидом, не имеет юридической силы.
2 сентября официальный представитель кабмина ФРГ Штеффен Зайберт сказал, что “бундестаг имеет право делать заявления тогда, когда считает это правильным” и что бундестаг “имеет суверенное право на выражение собственного мнения и в том, что касается упомянутой резолюции”. При этом, мнение это не всегда должно иметь “юридическую силу”, указал Зайберт, публично заявив, что резолюция — это просто мнение немецких парламентариев и что “в действительности слово “геноцид” имеет четкое определение, и его устанавливают соответствующие суды”.
“Если Германия будет себя вести дальше так, как сейчас, то мы это учтем”, — издевательски заявил МИД ТР Мевлют Чавушоглу в ответ на запрос газеты Die Welt, добавив, что никаких раздумий не будет в случае, если “Германия будет пытаться плохо обращаться с Турцией”.
Турция хочет, чтобы Германия дистанцировалась от резолюции на самом высоком уровне, предпочитая, чтобы это сделал глава МИД Франк-Вальтер Штайнмайер или канцлер Ангела Меркель.
Представитель МИД Германии Мартин Шефер заявил, что Франк-Вальтер Штайнмайер “поддерживал, поддерживает и будет поддерживать резолюцию Бундестага” о признании Геноцида армян, указав на то, что глава МИД сам является депутатом, поэтому принятие документа касается его “также лично”. Сам Штайнмайер заявил: “Бундестаг имеет полное право и свободу выражать свое мнение по политическим вопросам”. однако, по его словам, в самом бундестаге отметили, что “не каждая резолюция имеет юридическую силу”. Отвергнув требования Анкары дистанцироваться от признания Геноцида армян в качестве предварительного условия для получения доступа для немецких законодателей к авиабазе Инджирлик, Штайнмайер заявил:
“Не думаю, что это имеет отношение к этому вопросу, и я говорил об этом своему турецкому коллеге”. Он добавил, что, если Турция продолжит препятствовать визиту немецких депутатов на авиабазу, немецкие войска, посланные туда, чтобы бороться с ИГИЛ, будут отозваны.
Ангела Меркель в интервью телеканалу RTL отметила: “Правительство Германии ни в коем случае не отменит резолюцию о признании Геноцида армян ради того, чтобы не портить отношения с Турцией. Я лично являюсь представителем Бундестага и знаю о том, что правительство Германии не собирается делать заявление по части данной резолюции. Скажу только, что необходимо проявить уважение к резолюции Бундестага относительно признания Геноцида армян”.
Сопредседатель немецкой партии “Союз 90/Зеленые” Джем Оздемир сказал Медиамакс, что принятая Бундестагом резолюция по Геноциду армян не может быть отменена.
“Бундестаг признал Геноцид армян почти единогласно. И только парламент может распоряжаться этой резолюцией, потому что именно Бундестаг, как конституционный орган, принял решение о содержании и структуре резолюции”, — сказал он, подчеркнув, что “Федеральное правительство Германии разделяет представленные в резолюции позиции”.
Тем не менее размытые высказывания германских властей вызвали возмущение армянской общины страны. “Это дистанцирование от дистанцирования. Это постыдно и хаотично”, — заявил представитель Центрального совета армян в Германии Самуэль Лулукян газете Rheinische Post. Он задался вопросом, как резолюция по Геноциду армян может не иметь правовых обязательств, назвав это “игрой со словами”.