МИД России выступил с заявлением, в котором выразил серьезную обеспокоенность в связи с продвижением турецких войск и поддерживаемых ими военизированных формирований сирийской оппозиции вглубь территории Сирии. “Обращаем внимание на то, что эти действия осуществляются без согласования с легитимными сирийскими властями и без одобрения со стороны Совета безопасности ООН. Тем самым ставятся под сомнение суверенитет и территориальная целостность Сирийской Арабской Республики. С учетом этого позиция Дамаска представляется справедливой и оправданной с международно-правовой точки зрения”, — говорится в заявлении.
В Москве исходят из того, что действия Турции могут дополнительно осложнить и без того непростую военно-политическую обстановку в Сирии, негативно сказаться на международных усилиях по выработке платформы урегулирования, обеспечивающей более устойчивый характер режима прекращения боевых действий, бесперебойную поставку гуманитарной помощи, закладывающей основу для прочного замирения и преодоления кризиса в этой стране. “Призываем Анкару поставить эти задачи выше сиюминутных военно-тактических целей и воздерживаться от шагов, чреватых усилением дестабилизации обстановки в САР”, — подчеркивается в заявлении МИД РФ.
Начавшееся 24 августа вторжение турецких войск в Сирию под предлогом борьбы с боевиками “Исламского государства” (ИГ), как и ожидалось, превратилось в войну с сирийскими курдами. После взятия (практически без боя, в считанные часы) города Джераблус, находившегося под контролем ИГ, главной мишенью Турции стала курдская Партия демократического союза (ПДС). Президент ТР Реджеп Эрдоган тогда громогласно заявил, что турецкая операция на севере Сирии против ПДС, связанной с Рабочей партией Курдистана, продолжится до тех пор, пока “мы не вырвем с корнем эту сепаратистскую террористическую организацию”. Главной целью Анкары было не допустить соединения находящихся на территории Сирии двух курдских анклавов, что позволило бы создать жизнеспособную автономию сирийских курдов, а впоследствии — усиление сепаратистских настроений среди курдов в Турции.
Примечательно, что действия Анкары не вызвали резкой критики ни Москвы и Вашингтона, ни Тегерана и Дамаска. Москва, Тегеран и Дамаск надеялись, что Анкара перестанет требовать свержения президента САР Башара Асада. Дамаск к тому же также не был заинтересован в предоставления курдам автономии. Добились, правда, лишь заявления турецкого премьера Бинали Йылдырыма, назвавшего режим в Дамаске одной из сторон конфликта, которой, тем не менее, нельзя пренебрегать в поиске урегулирования.
Позже США, которые отводили курдским формированиям ключевую роль в стратегии борьбы с ИГ в Сирии, попытались сдержать прыть Эрдогана. Тем не менее курды сочли себя жертвой чуть ли не заговора. “Курдские силы стали заложниками международных договоренностей. Этот вопрос включает в себя договоренности русских, американцев, турок и иранцев”, — заявил член курдского “Сирийского демократического совета” (СДС) Рейзан Хеду. Он отметил, что турецкая армия не остановится, пока не дойдет до Аль-Баб, в результате Алеппо окажется в их тисках, и “Турция будет вести переговоры агрессивно, имея в руках алеппский козырь”.
Так оно, собственно, и происходит. Президенты России и США Владимир Путин и Барак Обама 5 сентября на полях саммита G20 в китайском Ханчжоу более часа обсуждали условия урегулирования конфликта в Сирии, но не смогли достичь компромисса. В Вашингтоне одним из разногласий назвали создание единого списка террористических организаций. А близкий к делегации РФ источник заявил, что проблемой является предложение США о демилитаризации гуманитарного коридора на севере Алеппо — существует опасность его захвата террористами. Как заявил замминистра обороны РФ Анатолий Антонов, Россия надеется, что США решат вопрос о гарантиях “умеренной оппозиции” в Сирии по доставке гумпомощи в восточный Алеппо. По словам человека, близкого к МО РФ, оппозиция отказалась пропускать гумпомощь через позиции сирийской армии (хотя сирийские военные должны были только проверить поставленные в Турции пломбы) и требует, чтобы гумпомощь доставлялась без всякого контроля.
Канцлер Германии Ангела Меркель призвала Россию и США срочно согласовать условия прекращения огня в Алеппо, где страдают мирные жители и подвергаются бомбардировкам медицинские учреждения.
Ожидается, что в ближайшее время по этому поводу встретятся госсекретарь США Джон Керри и глава МИД РФ Сергей Лавров. Анкара решила не упускать момент встать вровень с Москвой и Вашингтоном. Эрдоган заявил, что будет вести переговоры с лидерами России и США о режиме прекращения огня в Алеппо, но “этот процесс в определенной степени зависит от переговоров глав МИД Турции, России и США”. Эрдоган добавил, что “будет еще звонить по этому вопросу Путину и президенту США Бараку Обаме” и надеется на установление перемирия в Алеппо до наступления праздников Курбан-байрам (с 11 сентября).
Турция “должна показать, что существует в регионе” и не имеет права “сделать шаг назад”, заявил Эрдоган журналистам в самолете, возвращаясь с саммита G20. Этим он объяснил и готовность Анкары принять предложение Вашингтона о совместной операции по освобождению сирийской Ракки, которая находится под контролем боевиков ИГ с 2013г. и объявлена ими “столицей халифата”. “Обама сказал мне, что хочет что-то вместе с нами сделать с Раккой. Мы ответили, что с нашей стороны никаких проблем нет. Мы предложили, чтобы наши военные собрались и обсудили вопрос, как это сделать”, — сказал Эрдоган.
Возможно ли, однако, осуществление этой операции без согласования с Москвой и Тегераном? Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов убежден, что совместная операция США и Турции в Ракке на деле может означать борьбу за реализацию “американского сценария” решения сирийского кризиса. “И Ракка, и север Сирии — это территории суверенного государства, и если план будет осуществлен, и Ракка окажется под контролем Турции, а та ведет за собой отряды “Свободной сирийской армии” (ССА), это будет означать, что часть страны будет контролировать ССА. Это может иметь далеко идущие последствия”, — сказал Долгов РИА Новости. По его словам, воспользовавшись присутствием ССА, США и Турция могут под их эгидой создать альтернативное руководство, опираясь на которое смогут выдвигать условия легитимному правительству Сирии.
И все же, считает Долгов, говорить о начале операции пока рано. Таким действиям неизбежно будут предшествовать консультации с РФ и Ираном. Сейчас российские ВКС частично контролируют воздушное пространство САР, поэтому здесь, безусловно, нужны консультации с российскими военными и руководством”, — отметил эксперт.