На олимпиаде в Рио-де-Жанейро армянские штангисты завоевали две серебряные медали. Насколько такой результат совпадает с ожиданиями специалистов, почему призеров оказалось вдвое меньше, чем вызван скандал в сборной и почему не стоит перераспределять медали предыдущих олимпийских игр? Об этих и других вопросах мы побеседовали с наставником мужской национальной сборной Пашиком Алавердяном.
— В предолимпийском интервью нашей газете вы заявили, что в Рио рассчитываете на две медали. Несмотря на то, что ваши прогнозы сбылись, ход событий показал — наград у нас могло быть больше и другого качества. Как вы прокомментируете выступления наших штангистов?
— Действительно, наград должно было быть ровно вдвое больше. После первого упражнения Андраник Карапетян шел на втором месте и, уверен, если бы не злополучная травма, не остался бы без медали. А Рубену Алексаняну не хватило 8 кг для завоевания бронзовой награды. Откровенно говоря, до олимпиады я надеялся увидеть всех этих ребят на пьедестале, но, учитывая непредсказуемость спортивных состязаний, завоевание минимум двух медалей считал наиболее реальным.
— Кстати, чем вызвана травма Андраника, и насколько она серьезна?
— Оказывается, еще в восьмилетнем возрасте у него случился вывих руки, который исправил деревенский костоправ. Но проблема осталась — он не мог до конца раскрыть руку. Кстати, аналогичная проблема была и у вице-чемпиона мира 2006 года Ара Хачатряна, который вынужден был завершить карьеру. Спортсмены с таким диагнозом вынуждены еще сильнее напрягать мыщцы, чтобы удержать штангу над головой, а это чревато новыми травмами. Особенно, когда, сбрасывая вес, становятся ослабленными, а мыщцы теряют эластичность. Правда, Карапетян сбрасывает всего 3-4 кг, что в пределах нормы и не могло привести к травме. На мой взгляд, одной из причин его травмы стало неправильное выполнение упражнения.
— А на тренировках он выполнял “толчок” со 195 килограммами?
— Он поднимал даже на 10 кг больше. Иначе я не стал бы отправлять его на этот вес, который должен был обеспечить минимум бронзовую медаль. Покорив этот рубеж, мы намеревались замахнуться на более высокое место. К сожалению, травма спутала наши планы. Недавно Андраник был прооперирован в Москве у профессора Королева, с которым мы давно сотрудничаем. К счастью, наш спортсмен избежал перелома, так что надеемся на его скорое выздоровление. К тому же, врачи обещают, что восстановится нормальная работа кисти. В любом случае, мы намерены перевести Карапетяна в более высокую весовую категорию. Это просто необходимо после такой травмы. Опыт показывает, что без этого невозможно достичь повышения результатов спортсмена.
— Вы отметили, что Алексаняну до призового места не хватило 8 кг. У него был потенциал сократить такую разницу?
— Уверен, что этот парень способен на большее. А хотите еще одно признание? Проблема Рубена в том, что на тренировках он так и не поверил мне.
— В смысле?
— Он не верил, что я могу так организовать подготовку, чтобы он поднимал больше, чем прежде. Вы же видели, как в Рио он был удивлен своим результатом в “рывке”. Прежде он никогда не поднимал такие килограммы на соревнованиях. Но, если в “рывке”, основанном исключительно на технике выполнения упражнения, прогресса можно добиться с помощью легких тренировок, то в “толчке” без кропотливых усилий не обойтись. Ведь 254 килограмма не пушинка, чтобы с ними справился любой желающий. А знаете, почему я заявил для Симона Мартиросяна 234 кг? Потому что на тренировках он работал с близкими к этому килограммами. Если вы не уповаете на посторонние средства (думаю, поняли о чем я), то тестостерон в организме атлета можно повысить исключительно большими нагрузками. Именно это залог силы. Вот чего не хватило Рубену, чтобы поднять 254 кг и стать бронзовым призером олимпийских игр. А в “рывке” он, хотя улучшил личный рекорд, но значительно отстал от лидеров. Так что, нужно продолжать работу, исходя из уроков Рио.
— Давайте поговорим о наших серебряных призерах Симоне Мартиросяне и Горе Минасяне. Они добились максимума?
— Тяжелая атлетика — довольно прогнозируемый вид спорта. Исходя из тренировочных результатов этих спортсменов, мы изначально понимали, что они не претендуют на чемпионство, но считаются реальными кандидатами на призовые места. В супертяжелой весовой категории мы несколько опасались победителя предыдущей олимпиады иранского штангиста, хотя знали, что из-за травмы ноги он достаточно слабо выступил на чемпионате Азии. Скажу так: скорее, Гор преподнес сюрприз соперникам, нежели те ему. Благодаря дисциплинированности, целенаправленности и волевым качествам он серьезно улучшил свои результаты. Что касается Симона Мартиросяна, то он наделен необходимими физическими данными, которые являются наследственными. Хорошими штангистами были также его отец и дядя, еще в советские времена тренировавшиеся у меня, а также двоюродный брат. Думаю, Симону по силам выступить еще на 2-3 олимпиадах. Ведь ему всего 19 лет, а карьера тяжеловесов, как известно, длится несколько дольше.
— И все же Симон и Гор уступили победителям своих весовых категорий, соответственно, 14 и 22 кг. В обозримом будущем они могут сократить такую разницу?
— Гор в пяти турнирах только один раз опережал фаворита своей весовой категории Лашу Талахадзе. Сократить разницу, конечно, реально. К примеру, по сравнению с чемпионатом Европы Минасян уже на 9 кг улучшил свой результат. А вот преимущество узбека Руслана Нурудинова над Симоном Мартиросяном не было бы столь впечатляющим, если бы наш спортсмен реализовал попытку поднять 234 кг. Симон обречен хотя бы раз попытать силы в супертяжелой весовой категории. Это может произойти уже на очередном чемпионате мира.
— Давайте поговорим о скандале, потрясшем нашу сборную в дни Олимпиады. Агаси Агасян заявил, что он был более достоин участия в Играх, нежели Аракел Мирзоян, получивший 0 в весовой категории до 85 кг. Какими критериями вы руководствовались при определении состава команды?
— Я хочу со всей ответственностью заявить, что Агасян не поехал бы на Олимпиаду, даже если бы у меня не было альтернативного кандидата на пятую путевку. С нынешним результатом он ни на что не претендует. Я скорее бы поставил в состав Ваника Аветисяна, выступающего в весовой категории до 69 кг, чем его.
— Но ведь и Мирзоян не отметился выдающимся выступлением. Более того, на предолимпийских контрольных соревнованиях в Иране проиграл Агасяну ровно 10 кг.
— Да, но я исхожу из динамики результатов. А по этому показателю Мирзоян опережал Агасяна. Начиная с января, Аракел, восстановившись от травмы руки, на всех соревнованиях систематически на 10-20 кг улучшал свои показатели. Между тем, Агасян уже несколько лет топчется на месте. Что касается результатов контрольного турнира в Иране, то с ними Агасяну нечего было делать на олимпиаде — в лучшем случае занял бы 10 место. А ведь на тренировках я дал ему задание приблизиться к рубежу 165 кг (в “рывке”) и 205 (в “толчке”). А он отвечал мне, что не привык к таким нагрузкам. Мне же непривычно, когда спортсмен уклоняется от тренировок и в таком тоне перечит мне.
— Этот инцидент повлияет на его перспективы в сборной?
— В любом случае, я не стану работать с ним. Я не могу смириться с ситуацией, когда человек плюет в тарелку, из которой сам же ест. В тот день, когда Агасян покажет результаты международного уровня и потвердит это международным допинг-контролем, я возьму его в сборную и тут же подам в отставку. А Мирзоян, думаю, завершит спортивную карьеру, поскольку травмы замучили его.
— Перед Олимпиадой нашу команду потряс допинг-скандал, в эпицентре которого оказались призеры предыдущих олимпиад Рипсиме Хуршудян и Тигран Геворкович Мартиросян. В то же время стало известно, что в результате выявления новых нарушителей допинговых правил бронзовым призером олимпиады может стать Тигран Вартанович Мартиросян. Как вы относитесь ко всей этой чехарде и можете ли гарантировать, что нынешние наши призеры не столкнутся с такой проблемой?
— Сразу скажу, что я против столь грубого пересмотра результатов минувших олимпиад. Против и перераспределения медалей, в том числе присуждения награды Тиграну Вартановичу Мартиросяну. В таком случае, пусть компетентные органы проверят всех без исключения участников тяжелоатлетического турнира олимпиад 2008 и 2012 годов, а потом вручают медали, кому хотят. В то же время заверяю вас, что Гор Минасян и Симон Мартиросян абсолютно чисты. Никто и никогда у них не отнимет медали. Это достижения на всю жизнь.
— И под конец: будет ли в новом олимпийском цикле обновлен состав нашей сборной?
— Думаю, на 30-40 процентов. Ведь на пороге очередное талантливое поколение.